Если вы посмотрите на Библию, то увидите, что Ветхий Завет содержит 39 , а Новый Завет - 27 канонических книг.(канон», греч. — «отвес, мерило».). (Впрочем так было не всегда )Но кроме этих книг Вы увидите , что в полный синодальных изданиях Библии есть и другие , книги - "апокрифы".
Слово «апокриф», означающее «сокрытый, тайный» греческого происхождения. «Апокрифы» — это «тайные книги» - но их содержит каждый католический перевод, ибо со времени Тридентского собора 1546 года они обязательно входят в католическую Библию.
Вот названия 14-ти апокрифов, помещенных в полных синодальных изданиях Библии: 2-я и 3-я книги Ездры, книга Иудифь, заключительная часть книги Есфирь, книги Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса — сына Сирахова, книги Варуха и Товита, 13-я и 14-я главы книги пророка Даниила, 1-я, 2-я и 3-я книги Маккавейские, Песнь трех святых отроков, Молитва Манассии — царя Иудейского.
В Библии есть ссылки еще на несколько книг, существовавших в древнее время. К сожалению, они утеряны и их содержание, за исключением маленьких отрывков, неизвестно. Вот названия утраченных книг, упомянутых в Библии:
1. Книга браней Господних — Числ. 21,14.
2. Книга Праведного — И.Нав. 10,13; 2Цар. 1,18.
3. Книга дел Соломона — 3Цар. 11,41.
4. Книга пророка Нафана — 1Цар. 29,29.
5. Книга Гада Прозорливца — 1Цар. 29,29.
6. Пророчество Ахии Силомлянина — 2Пар. 9,29.
7. Видение Иоиля Прозорливца — 2Пар. 9,29.
Апокрифы не входили в еврейскую Библию и не употреблялись в иудейском богослужении. Последний пророк Ветхого Завета, Малахия, писавший около 400 г. до Р. X. Вавилонский, отмечал: «После последних пророков Аггея, Захарии и Малахии Святой Дух удалился от Израиля». Большинство же апокрифов было написано между 300 и 100 гг. до Р. X
Однако все эти книги имеются в древнегреческом переводе Библии (Септуагинта), и поэтому Лютер, переводя священную книгу, перевел на немецкий язык и названные выше апокрифы. При этом Лютер приписал: «Апокрифы — это книги, которые не считаются равными Священному Писанию, но они полезны и хороши для чтения».
Довольно скоро среди христиан возник спор, какие книги следует почитать подлинными, а какие поддельными. Богатый судовладелец из Синопа (Малая Азия) по имени Маркион задался целью разрешить эту задачу. В 144 г. от Р. X. он опубликовал перечень обязательных для принятия христианством новозаветных писаний — первый «канон». Но Маркион признал подлинными лишь Евангелие от Луки и десять посланий Павла, добавив к нему апокрифическое Послание Лаодикийцев и собственное (!) сочинение, содержащее весьма сомнительные учения.
После этого прецедента заботу о сохранении канонического Нового Завета приняли на себя отцы церкви. В конце II века было достигнуто согласие в этом вопросе. На церковных соборах в Гиппо (393 г. по Р. X.) и в Карфагене (397 г. по Р. X. и 419 г. по Р. X.) окончательно канонизировалось количество и последовательность двадцати семи писаний Нового Завета и книги, входящие в Ветхий Завет.
Но давайте взглянем на авторов Библии.
Моисей (Моша - "спасённый из воды". ) ( Около 1500 (1444) г. до Р. X.)
Пять книг - приписываемые перу Моисея открывают Библию ( Позже они получили общее название «Книга закона Моисея» или «Тора»). Считается что сама книга хранилась в Святая - Святых израильского святилища (Второзаконие 31:24—26), а две каменные скрижали с Десятью заповедями находились в Ковчеге Завета, самом священном предмете храма.
После открытия английским археологом Флиндерсом Петри в 1906 г на скалах в районе Синая в 1906 г. восьми надписей XVI-XV вв. до н.э. на одном из древних семитических наречий ( знаки, которыми сделаны эти надписи, являются чем-то средним между иероглифическим и буквенным письмом) стало ясно, что легендарный Моисей вполне мог написать свои книги,тем более что было на чём. Вопрос - как Моисей умудрился описать собственную смерть - снимался предположением о том, что Пятую книгу Моисея, прибавив к ней отличную от других 34 главу, вероятно, завершил Иисус Навин, его преемник
Однако анализ Пятикнижия показал, что оно является компиляцией нескольких источников, объединённых, предположительно в седьмом веке до нашей эры, после вавилонского плена, причём основные части Пятикнижия не могли возникнуть ранее конца одиннадцатого века до нашей эры. Например - В заключительной части книги Второзакония (глава 34, стих 10) мы читаем: "И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей..." - хотя сейчас известно, что слово "пророк" вошло в древнееврейский язык лишь значительно позднее.
Второй пример артефакта из Пятикнижия : "...цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых" (Бытие, глава 36, стих 31). Откуда Моисей мог знать, что у израильтян будет царь? Первым еврейским царем был Саул, царствовавший в последней четверти одиннадцатого века до нашей эры и, значит, спустя долгое время после смерти Моисея. Подобного рода анахронизмы можно приводить долго, но и упомянутых, достаточно для доказательства того, что основные части Пятикнижия не могли возникнуть ранее конца одиннадцатого века до нашей эры , а Второзаконие, вероятно, было написано около 870 года до н.э., во времена царствования иудейского царя Иосафата (Й'hошапaт) (ср. 2 Паралипоменон.19:4-11 и Второзаконие.16:18-20; 17:8-12; 2 Паралипоменон.17:7-9 и Второзаконие.17:18-20). Окончательную редакцию Пятикнижие получило в жреческих кругах Иерусалимского храма, очевидно, под руководством Хелкии (Хилькиййahу), и было опубликовано в 622 или 621 г. до н.э. (4 Царств.22:8).
Итак , хотя вряд-ли Моисей написал Пятикнижие, возможно он действительно существовал , и эта тема заслуживает отдельного разговора а мы перейдем ко второму библейскому Автору
Иисус Навин (IHSOUS NAUH - Й'hошуа бен-Hун)
Считается, что он написал 8 последних стихов книги Второзаконие и книгу Иисуса Навина — 1427 г. до Р. Хр.
С помощью лингвистического анализа текста удалось абсолютно точно установить, что и Книга Иисуса Hавина - это конгломерат нескольких исторических документов, относящихся к разным эпохам. В целом можно сказать, что в Книге Иисуса Hавина представлены два основных документа: отчет о покорении Ханаана, составленный в начале девятого века до нашей эры, и описание раздела Ханаана после его покорения, совершившегося во времена царя Соломона. Короче говоря, Книга Иисуса Hавина появилась через несколько сот лет после его смерти, поэтому не удивительно что мы сталкиваемся с противоречиями в тех главах Библии, где перечислены израильские завоевания в Ханаане.
Например в первой главе Книги судей племя Иуды захватывает города Газу, Аскалон и Екрон. Хотя названные города лежали в прибрежной низменности, уже в следующем стихе редакторы Библии сообщают, что Иуда "овладел горою. Hо жителей долины не мог прогнать; потому что у них были железные колесницы" (Судей, глава 1, стих 19). "Они" - это филистимляне, которые не только не были тогда покорены, но со временем сами покорили израильтян. Так что шестая книга Библии, скорее всего, абсолютно недостоверна как исторический источник. Она преследовала только одну цель: показать на избранных примерах, что покорение Ханаана означало исполнение обещания Яхве , т.е обладала религиозным значением.
В таком случае что же, собственно, совершил Иисус Hавин? Проблему эту разрешила археология только в начале нашего века. Были открыты руины библейских городов - Асора, Лахиса, Еглона, Давира, Хеврона и других. Всюду в слое двенадцатого века до нашей эры обнаружены очевидные следы насилия и пожара. Зато не обнаружено следов пожара и опустошений в городе Гаваоне, что как раз подтверждает библейское сказание. Согласно археологическим данным , поход Иисуса Hавина, таким образом, скорее имел характер постепенного проникновения в менее заселенные и слабо защищенные части Ханаана. Hесмотря на поддержку Бога, легендарный вождь не довел до конца дело покорения страны. После его смерти отдельные израильские племена вынуждены были бороться за свое существование и неоднократно попадали под иго ханаанеян, а в периоды мирного
существования поддавались влиянию их более высокой культуры и религии. Об этих длительных схватках с коренными жителями страны мы узнаем из Книги судей.
Поскольку мы заговорили об археологии, стоит привести ещё одну деталь. Как мы знаем из Библии, Иисуса Hавина похоронили в Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой. Септуагинта (греческий перевод Ветхого завета) добавляет любопытную подробность: в гробницу его вложили каменные ножи, которыми в Галгале обрезали израильтян. Так вот, в 1870 году в одной из могильных пещер, обнаруженных в
том же районе, найдено было изрядное количество каменных ножей. Разумеется, мы впали бы в ошибку, если бы захотели извлечь из этого факта поспешный вывод, будто пещера является гробницей Иисуса Hавина.
Самуил ( около 1050 г до Р.Х. )
Самый блестящий период в истории Израиля приходится на 1040-932 годы до нашей эры и, следовательно, длится немногим более столетия. Если даже прибавить к этому правление Самуила, крупнейшего пророка после Моисея и фактического основоположника монархии, то все равно получится всего полтора века. Какой ничтожный отрезок времени по сравнению со всей историей Израиля! Эпоха объединенного государства - это, в сущности, время правления трех израильских царей: Саула (1040-1012 годы до нашей эры), Давида (1012-972 годы до нашей эры) и Соломона (972-932 годы до нашей эры).
В 932 году до нашей эры откалываются десять северных племен, в результате чего возникают два враждующих друг с другом царства: Иудея и Израиль. Почти все наши сведения об этой эпохе почерпнуты из Библии, точнее, из четырех Книг царств и двух книг летописей, известных также как книги Паралипоменон ("вещей, пропущенных, обойденных"), поскольку греческие переводчики Библии ошибочно полагали, что в книгах летописей содержатся сведения, пропущенные в предыдущих книгах.
Относительно времени создания этих книг среди библеистов существуют расхождения,. Но считается что именно Самуил дописал последние стихи книги Иисуса Навина и написал книгу Судей Израилевых — 1103 г. до Р. Хр., книгу Руфь — 1060 г. до Р. Хр., Первую и Вторую книги Царств — 1060 г. до Р. Хр. ( другое мнение что эти Книги были написаны в царствование Иосии (Йошиййahу), то есть в последние десятилетия VII века до н.э.) и начало Третьей Царств — 1015 г. до Р. Хр., которую дописал пророк Иеремия (629 — 588 г. до Р. Хр.), создавший кроме этого книгу Иеремии, Плач Иеремии и четвёртую книгу Царств.
Евреи причисляют Самуила к крупнейшим своим пророкам. Даже католическая церковь считает его святым и провозвестником Христа. Святой Иероним утверждает, что император Аркадий (378-408 годы нашей эры) перевез прах Самуила из Рамафаима во Фракию, а его дочь Пульхерия (405-453 годы нашей эры), в свою очередь, забрала его в Константинополь и торжественно похоронила в специально построенном мавзолее. Со временем вокруг личности Самуила было создано столько легенд, что составители Библии уже не знали точно, кем он был и в чем заключалась его деятельность
Почти не подлежит сомнению, что Самуил был верховным жрецом и судьей, что после смерти Илия и разрушения Силома он сделал своей резиденцией Рамафаим, что он помазал на царство Саула, а потом, вступив с ним в конфликт из-за жреческих привилегий, выдвинул Давида в качестве претендента на престол. Ясно и что ко времени Самуила книга Судей Израилевых была уже завершена.
После поражения при Афеке и во время правления Самуила страна страдала от филистимского ига. И тогда-то укоренилось убеждение, что только вождь, обладающий выдающимся военным талантом, может освободить народ от захватчиков, вождь, который, по примеру царей соседних государств, займет царский престол. Кроме того имущественная верхушка приобрела такое политическое влияние, что, вопреки оппозиции, смогла добиться избрания царя. Самуил по вполне понятным причинам был тоже противником монархии. Требование избрать царя он воспринял как личную обиду и поражение, ибо надеялся, что как религиозная, так и светская власть будет переходить в его семье от отца к сыну.
В конце концов Самуилу пришлось уступить настойчивым требованиям, но тем не менее он отнюдь не намеревался отказаться от фактической власти и повел дело так, чтобы будущий царь оставался послушным орудием в его руках. Именно поэтому выбор Самуила пал на юношу из скромной семьи, принадлежащей к самому маленькому из израильских племен. Самуил основал школу пророков и в этой школе, если верить Библии, формировал своего кандидата, прививая ему повиновение по отношению к верховному жрецу, а также верность богу Яхве и законам Моисея.
Как известно, он жестоко обманулся в своих ожиданиях. Робкий юноша превратился в блестящего полководца и энергичного правителя, принимавшего самостоятельные решения. Hа этой почве возник острый конфликт между Саулом и Самуилом, и последний внешне отошел от политической деятельности. В действительности же он начал ожесточенную тайную борьбу со своим непокорным питомцем. Стремясь свергнуть его с престола, он помазал на царство Давида. Конфликт перерос в открытую войну, когда Саул велел убить всех жрецов храма в Hомве за то, что они помогли Давиду. Итак, перед нами здесь распространенный в истории человечества типичный конфликт между светской и церковной властью.
Давид ( около 1000 г до Р.Х. )
Мы, в сущности, не знаем, как звали преемника Саула на израильском престоле. "Давид" не имя собственное, а звание или прозвище, обозначающее вождя или опекуна. Исходя из этого становится понятным противоречие между первой книгой царств, по которой Голиафа убил в единоборстве Давид и Второй книгой царств, где Голиафа убил вовсе не Давид, а некто Эльханан из Вифлеема
Но именно Давид стал следующим автором библии. Ему приписывается сочинение псалмов - религиозной лирики, отличающаяся красотой и богатством настроений.
Термин псалмы происходит от греческого слова "псаллейн" - "трогать пальцами струны". Слово "псалмос" обозначает струнный инструмент, вероятно финикийского происхождения, или же песню, исполняемую под аккомпанемент этого инструмента. Псалмы шестой и одиннадцатый начинаются с примечания: "Hа восьмиструнном". Это, несомненно, значит, что псалом должен сопровождаться аккомпанементом на восьми струнах. Многое говорит за то, что текст делился на сольные партии и партии хора. Каждая поэма была чем-то вроде литании или антифона, являющихся неотъемлемым компонентом различных обрядов и литургических церемоний.
Авторство Давида, впрочем, является легендой. Анализ текста псалмов неопровержимо доказывает, что большинство из них не могло быть создано до вавилонского пленения и было включено в Библию лишь в третьем веке до нашей эры Их содержание отражает религиозные представления и социально-политические отношения, характерные для последнего, послевавилонского периода еврейской истории. Даже элегический плач, якобы сочиненный Давидом после смерти Саула и Ионафана, на самом деле заимствован из древнего сборника гимнов - Книги праведника..
Соломон
Если Саул был ещё патриархальным царем, царем-крестьянином, который в свободное время сам лично занимался скотоводством, то у Давида был уже большой двор и гарем, а по отношению к своим подданным он часто допускал произвол. И наконец, Соломон устанавливает порядки, напоминающие рабовладельческий Египет эпохи строительства великих пирамид.
Правление Соломона, по праву, заслуживает отдельного рассказа а на этой странице я сделаю упор на то, что именно Соломон считается автором философских библейских книг "Екклезиаст" ("Проповедник") и "Соломоновы притчи".
Когда в 1923 г. была опубликована расшифрованная египтологами древнеегипетская книга "Поучение Амен-ем-опе", то оказалось, что большое количество материала этой книги почти дословно совпадает с текстами ветхозаветной книги Притчей Соломоновых. Приведем несколько параллелей. _"Амен-ем-опе"_: "Склони свое ухо, слушай, что я скажу, обрати свое сердце к пониманию их (слов. )". _Притчи_: "Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию"[Книга Притчей Соломоновых, гл.XXII, ст.17.]. _"Амен-ем-опе"_: "Остерегайся грабить бедняка и проявить силу (против) слабого". _Притчи_: "Не будь грабителем бедного, потому что он беден; и не притесняй несчастного у ворот"[Там же, ст.22.] и т.д. При этом надо иметь в виду, что некоторые расхождения в деталях могут быть вызваны особенностями перевода того и другого документов. Во всяком случае, разительное сходство многих мест этих двух литературных памятников налицо
Ранее Соломона считали и автором "Песни песней", но сегодня большинство исследователей склоняются к тому, что "Песнь песней" была включена в состав Библии по ошибке и не имеет никакого отношения к царю Соломону, а представляет собой цикл сирийских народных свадебных песен. Имена Соломон и Суламита (Суламиф) образованы от слова, означающего "благополучие", и являются условным обозначением жениха и невесты (как "князь со княгинею" в русских свадебных песнях).
Но вернёмся к Библии. Не подлежит сомнению: редакторами окончательного варианта текста были жрецы-переписчики, сторонники религиозных реформ, проведенных царем Иосией (640-609 годы до нашей эры). Об этом свидетельствует ярко выраженное стремление оценивать все исторические события в теократическом духе. Но уже то, что составители Библии не замолчали ряда поступков и преступлений, не делающих чести таким национальным героям, как Давид или Соломон, убедительно доказывает, что в их распоряжении находились какие-то достоверные исторические источники. По всей вероятности, составители не могли обойти молчанием неприглядные факты потому, что они были в народе слишком хорошо известны.
Пророки
Я уже вскользь упомянул, что именно Самуил стал основателем школы пророков. Впоследствии этот общественный институт стал заметным явлением в жизни Израиля. В течение нескольких столетий группы странствующих пророков были в Ханаане обычным явлением. Израильтяне относились к ним с суеверным страхом и уважением, прислушиваясь к их пророчествам, и не отказывали в подаянии.
Пророки носили полотняные одежды и специальные пояса и, подобно дервишам, собирали милостыню. Их религиозные обряды включали в себя не только песнопения, пляски и прорицание, но и самобичевание, истязание тела различными орудиями пытки. Вопрос о происхождения "школ пророков" все ещё остается открытым. Однако преобладает мнение, что израильтяне заимствовали его у ханаанеян вместе с культом Ваала, Астарты и других финикийских божеств. Предполагают, что родиной таких школ пророков была Фригия, в Малой Азии, и уже оттуда школы проникли в Финикию и Ханаан.
В Третьей книге царств сказано (глава 18, стих 19), что на содержании царицы Иезавель находились четыреста финикийских пророков.
В Израиле движение пророков приняло извращённые формы. Пророк Осия (седьмой век до нашей эры), желая доказать иудеям, что, поклоняясь чужим богам, они совершают тяжкий грех прелюбодеяния, жил три года с падшей женщиной и с чужой женой. Пророк Исаия (восьмой век до нашей эры) ходил нагой по городу, чтобы предупредить жителей Иерусалима, что Яхве так оголит их грешный город, лишая его всех богатств.
Исаия , Амос, Иеремия, Иезекииль (Около 700 г. до Р. X.)
Но "Пророки высшего разряда", чьи сочинения вошли в Библию, не имели ничего общего со странствующими по стране прорицателями. Они отличались прежде всего тем, что пророчествование не было их профессией и они не зарабатывали на жизнь предсказыванием будущего. Исаия был зажиточным земледельцем, Амос - скотоводом, Иеремия - потомком аристократического жреческого рода, а Иезекииль - жрецом в Иерусалимском храме. Все они были убеждены, что Яхве возложил на них важную религиозную и социальную миссию. Hа первый план эти пророки выдвигали этическое содержание иудейской религии. Однако не подлежит сомнению, что не все тексты, которые им приписывает Библия, принадлежат им в самом деле. В результате лингвистических изысканий точно установлено, что книги, приписываемые этим пророкам, являются всего лишь антологиями, составленными в лучшем случае из подлинных отрывков их сочинений и из текстов неизвестных авторов, живших в разные эпохи.
Так Исаия сын Амоса (Й'шайahу бен-Амoц) является автором только первых 12-ти глав своей книги. Главы 13 — 39 принадлежат его ученикам, хотя, возможно, главы 15 — 23 и 28 — 32 тоже написаны Исаией. Этот пророк родился в 765 году до н.э., пророческую деятельность начал в 740 году, жил в Иерусалиме, имел жену-пророчицу и двух сыновей. О деятельности Исаии после 700 года ничего неизвестно; в апокрифической книге Мученичество и вознесение Исаии, возникшей уже в христианскую эпоху, сказано, что пророка распилили деревянной пилой на куски по приказу царя Манассии (ср. Юстин.Разговор с Трифоном иудеем.120). Вторая часть книги (главы 40 — 55) написана последователем Исаии VI века до н.э., уведенным в вавилонский плен. Его условно называют Второисаией, или Девтероисаией. Состав последней части книги (главы 56 — 66) довольно разнообразен и представляет собой произведение школы Исаии, продолжавшей дело пророка после плена.
Не приходится сомневаться, что ко времени Исаии кроме Торы (Пяти книг Моисея) существовал уже целый ряд Боговдохновенных Писаний. Пророк Исайя, предостерегая своих современников от заблуждений и отпадения, указывал на писаное Слово Божье: «обращайтесь к закону (Тора) и к откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаия 8:20).
Именно Исайя, наконец, сделал Яхве богом всего человечества, придав ему универсальные черты. Согласно его учению, иудеи по-прежнему оставались избранным народом, но избранным лишь для того, чтобы принести всему человечеству благую весть и сделать, таким образом, возможным спасение мира. Эта мессианская идея была совершенно новой и имела впоследствии плодотворное влияние на идеологию первых христианских общин.
Наиболее известные пророки , после Самуила
АВДИЯ написал книгу Авдии — 880 г. до Р. Хр.
ИОНА написал книгу Ионы — 862 г. до Р. Хр... Впрочем считается что она написана в период между 400 и 200 гг. до н.э. и Иона (Йонa) не является её автором.
ИОИЛЬ написал книгу Иоиля — 800 г. до Р. Хр.
ОСИЯ написал книгу Осии — 785 — 725 г. до Р. Хр. Его деятельность началась около 750 года до н.э. Он был женат (на блуднице) и имел троих детей. Возможно, он пережил разорение Израиля в 721 году. Записи пророка были собраны в Иудейском царстве вскоре после смерти Осии.
АМОС, пастух из Фекои, написал книгу Амоса — 776 — 763 г. до Р. Хр.
ИСАИЯ написал книгу Исайи — 760 г. до Р. Хр.
МИХЕЙ написал книгу Михея — 750 — 710 г. до Р. Хр.
НАУМ написал книгу Наума — 713 г. до Р. Хр.
СОФОНИЯ написал книгу Софонии — 630 г. до Р. Хр.
АВВАКУМ написал книгу Аввакума — 626 г. до Р. Хр.
ИЕРЕМИЯ (Йирм'йahу бен-Хилькиййahу) жил спустя столетие после Исаии. Считается что он написал Третью и Четвертую книги Царств — 586 г. до Р. Хр., книгу Иеремии и Плач Иеремии — 629 — 588 г. до Р. Хр. Его деятельность продолжалась с 626 по 587 гг. до н.э. Родом он был из селения Анатoт и происходил из священнического сословия (Иер.1:1). В 605 году Иеремия свел все свои до того прочитанные проповеди в книгу, которую он продиктовал Варуху (Иер.36:1-4). Когда же Варух предпринял попытку читать эту книгу в Храме, она была отобрана по приказу царя Иоакима, и тот ее собственноручно уничтожил (Иер.36:21-23). Иеремия заново продиктовал Варуху свою книгу, значительно расширив ее. После падения Иерусалима в 587 году Иеремия по приказанию царя Hавуходоносора II был освобожден из вавилонского плена. Впоследствии Иеремия ушел вместе со множеством переселенцев из Иудеи в Египет и там же умер
Книга Иеремии (IEREMIAS) получила окончательную редакцию в III веке до н.э.
ИЕЗЕКИИЛЬ написал книгу Иезекииля — 595 — 574 г. до Р. Хр.
ДАНИИЛ написал книгу Даниила — 606 — 534 г. до Р. Хр.
АГГЕЙ написал книгу Аггея — 530 г. до Р. Хр.
ЗАХАРИЯ написал книгу Захарии — 520 — 510 г. до Р. Хр.
ЕЗДРА написал Первую и Вторую книгу Параллипоменон — 450-х годах до Р. Хр., книгу Ездры — 458 г. до Р. Хр. и книгу Есфирь — 486 — 464 г. до Р. Хр. Он впервые в истории получил прозвище "книжник". «Сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа, Бога его, была над ним» (Ездра 7:6).
НЕЕМИЯ написал книгу Неемии — 444 г. до Р. Хр. и окончивший Вторую книгу Паралипоменон после возвращения из Вавилона.
МАЛАХИЯ написал книгу Малахии — 397 г. до Р. Хр.
В принципе датировка библейских книг вещь весьма спорная, поэтому для сравнения привожу датировку пророческих книг Ветхого Завета по Г.Г. Геллею: Исайя — 745-695 г., Иеремия — 626 г., Иезекииль — 597-586 г., Осия — 760-720 г., Иоиль — 830-750 г., Амос — 751 г., Авдий — 586 г. (а по Иерусалимской Библии — 498 г.), Иона — 785 г., Михей — 749-697 г., Наум — 630 г., Аввакум — 625-596 г., Софония — 630 г., Аггей — 520 г., Захария — 520-516 г., Малахия — 400 г. (по другим источникам — 425 г.) до Р. Хр.