Ангелология - наука о мире духов. Название «ангел» указывает не на природу носителя - духовного существа, а на род служения: греческое ангелос - «вестник».
Ангелы не поддаются обычному человеческому восприятию, они образуют особый духовный мир, сотворенный Богом «из ничего». В Откровении, хранящемся в Священном Предании и наиболее устойчивом, неповрежденном, центральном «ядре Предания» - Библии, существование ангельского мира никогда не подвергалось сомнению, но утверждалось, постепенно оформляясь в религиозное учение при постоянном обращении к мистической символике.
Мир духовный составляют духи добрые, обобщенно называемые ангелами, и духи злые, которые называются демонами, бесами, проч. Бог как Творец даровал и тем, и другим равно бытие, природу, силы, способности, но как Промыслитель по-разному относится к ним. Добрым Он содействует в их доброй деятельности и управляет ими в соответствии с их назначением. Злым попускает их падение и злую деятельность, однако, ограничивая ее.
Ангелы - существа личные, особого рода, действительные, а не воображаемые, духовные, но вместе с тем они отличаются от Бога, ибо сотворены, и от человека, имеющего духовно-материальную природу. Это жители духовного мира (неба), обладающие знанием, превосходящим знания людей, однако, не сравнимым по степени совершенства со знанием Божественным.
Ангелы суть бесплотные, нематериальные духи, т. е. не имеющие «плоти и костей». Как существа духовные, они обладают умом, волей, знанием, хотя и не знают последнего дня мира, «ни женятся, ни посягают» (не способны к размножению подобно людям), не умирают. Существа служебные, совершенней души человеческой, но ограниченные. Человек «мало чем умален пред ангелами», следовательно, ангелы немногим выше людей.
По степени совершенства ума ангелы превосходят человека и им доступно высшее знание, нежели человеку, и все же это ведение, этот разум имеют пределы, ограниченные Богом Творцом и Промыслителем, естественно, при сотворении мира духов, при творении.
Писание повествует, что «ангелы крепостью и могуществом больше нас», людей. Но могущество ангелов имеет границы, очертанные Богом, и они не могут своей волей творить чудеса.
Число ангелов и степени иерархии. Тайнозритель, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов сообщает: «Я видел и слышал голоса многих ангелов вокруг престола (Божия)... и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. V, 11). Число ангелов не поддается исчислению и, вместе с тем, с тьмами ангелов вступает в общение человек, истинно верующий во христианскую Церковь, во Христа Спасителя мира.
Будучи многочисленными, ангелы разделены на особые классы, разряды, степени. Классы ангелов имеют собственные имена и различаются по достоинству. Вера Церкви в это формально выражена на V Вселенском Соборе (553), когда было осуждено учение Оригена, который допускал, что ангелы по своим силам и достоинствам совершенно равны между собой и первоначально не были разделены на классы, а разделились позже, вследствие падения части их.
Православная Церковь учит: ангелы разделяются на девять ликов, а лики - на три чина. В первом чине находятся те, которые ближе к Богу - Престолы, Херувимы и Серафимы; во втором - Власти, Господства и Силы; в третьем - Ангелы, Архангелы, Начала. Некоторые имеют имена: Рафаил - «Бог исцеляет», Гавриил, благовестивший Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии непорочное зачатие Христа Спасителя,- «Сильный Божий»; архистратиг Михаил, предводитель небесного ангельского воинства, ведущего брань с диаволом и демонами его, которому как князю препоручена иудейская община,- «Кто как Бог?».
Бог содействует ангелам добрым и управляет ими. Чины ангельские поставлены в таком порядке, что низшие получают просвещение и благодеяния Божий через высших. Эти ангелы утвердились в благодати Божией навсегда... так, что не могут уже грешить; причем, они святы, но не по природе своей, а по благодати Божией. Бог содействует уму ангелов в их стремлениях к истине, сообщая им просвещение и откровение. Ангелы, пребывающие на небе, окружают Престол Божий, непосредственно видят Лицо Божие и познают Бога, а через Него и суть вещей. Бог нередко открывает им Свою волю для сообщения ее людям. Свободной доброй воле ангелов в их деятельности Бог содействует благодатью Духа Святого, утверждающей их в добре. Ангелы останутся святыми даже при конце мира, когда вместе с ними явится Господь судить живых и мертвых, и останутся членами Церкви, торжествующей на небе, или царства славы вечного и неизменного.
Служение ангелов Богу. Ангелы приведены из небытия в бытие для того, чтобы они прославляли Бога, служили Ему и служили в этом мире людям, указывая им путь в Царство Небесное.
Служение Богу имеет двойственный характер: 1) служение непосредственно тем, что ангелы предстоят Богу, поклоняются Ему и прославляют Его; 2) служение опосредствованное в качестве орудий Божией воли, про-мышления Божия о вселенной и о человеческом роде. Ангелы посылаются в мир для исполнения воли Божией как в Ветхом, так и в Новом Завете.
Служение ангелов людям. Ангелы-хранители. Кроме того, что ангелы вообще служат орудиями промышле-ния Бога о людях, Господь дарует каждому из верующих еще особого ангела-хранителя, личного защитника и покровителя. Если ангелы посылаются в служения для тех, кто хочет наследовать спасение, а все крестившиеся во Христа и верующие в Него, несомненно относятся к числу таких, то это означает, что ангелы посылаются в служение каждому из верующих во Христа. Святые отцы и учители Церкви, исследуя Божественное Откровение, не только утверждали это учение, но, по возможности, в подробностях излагали его. Они старались определить, кому именно и с какого времени дается Богом ангел-хранитель, постоянно ли с тех пор он находится при человеке и в чем состоит его служение.
Отцы Церкви утверждают, что ангел-хранитель дается не каждому человеку, а только христианам, правильно верующим в Бога, и в тот момент, когда они принимают св. Крещение, т. е. становятся членами Церкви, членами которой (ее торжествующей части) являются ангелы. Ангел-хранитель - это тот ангел, чье имя берет принимающий крещение. Он постоянно находится при каждом верующем до тех пор, пока человек имеет страх перед Богом. Иногда ангел-хранитель оставляет христианина, когда тот перестает бояться Бога и впадает в грех, в нечестие, но при этом скорбит, не имея права и возможности оберегать грешника, пока тот не принесет покаяния и не сотворит плодов, достойных покаяния.
А служение ангелов состоит в том, чтобы по воле Божией способствовать нашему спасению. В частности, они являются хранителями душ и тел наших, верными наставниками в вере и благочестии, нашими молитвенниками и предстателями пред Богом, они не оставляют нас при самой кончине и отводят души умерших в место пребывания в загробной жизни. Как это происходит - тайна домостроительства Божия!
Духи злые - демоны. Откровение называет злых духов нечистыми, духами злобы, бесами, демонами, выделяя из них главных - диавола, искусителя, сатану, вельзевула, велиара, князя мира сего, князя бесовского. Прочих злых духов - ангелами диавола, ангелами сатаны. Диавол - Денница, называемый также люцифером - светоносителем.
Бесы - существа личные, действительные, которым уготован огонь вечный, вечное наказание за отступничество, отпадение от Бога и злотворение. Бесы веруют и трепещут - значит, они существа разумные, мыслящие, имеющие собственную волю.
Злые духи сотворены Богом добрыми, но, в силу свободной воли стали злыми. Это тайна и истина, которую не может постичь человеческий разум, исходя из того, что Бог есть существо совершенное, абсолютное Добро и Любовь. Диавол был поставлен в истине, но не устоял в ней и в падении увлек за собой часть ангелов, враждующих против Бога. Церковь учит, что диавол, увлекший за собой прочих духов, пал гордостью и был осужден за это. Злые духи пали так низко, что никогда не восстанут. Покаяться и восстать они не могут потому, что будучи духами чистыми, свободными от материи и искушений плоти, они пали обдуманно через собственную волю и влечение ко злу. И пали дерзким восстанием против Самого Бога, упорным и ожесточенным.
Природа злых духов и их число. Злые духи, подобно добрым ангелам, имеют духовную бесплотную, нематериальную природу, превышают человека силой, но вместе с тем они ограниченны. Число их из Откровения точно определить нельзя, однако, Спаситель изгнал из Марии Магдалины «семь бесов», а из другого человека - «легион», т. е. множество неисчислимое. Есть ли между бесами какое-либо различие и соподчинение? Очевидно, есть. Апостол Павел различает Начала, Власти, Миродержателей века сего, называя их терминами, приложимыми к добрым ангелам.
Бог лишь попускает действие бесов. Он не хочет стеснять их свободы. Бесы - виновники всякого нечестия, хулители Божьего величия, развратители человеческих душ. Однако они не могут употребить насилия ни над одним человеком, если Бог не попустит им. Диавол действует как враг Божий и враг человека. Князь мира имеет свое царство, совершенно противоположное Царству Бога. Спаситель выражал мысль, что область «са-танина» есть язычество и вообще греховное состояние людей, отец которым - диавол. Царство его - царство смерти, власть тьмы, но не света.
Диавол, будучи человекоубийцей искони, искусив прародителей, не перестает искушать человека и преклонять его ко злу всеми возможными способами. У одних он ослепляет разум: «благовествование наше сокрыто для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2, Кор. 4, 3-4). У других, для кого уже воссиял этот свет, диавол «уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк. 8, 12). Третьих, как благочестивого Иова, он преследует бедствиями и ввергает в темницы, да искусятся (Откр. 2, 10), и пр. Бесы иногда вселяются в человека, чтобы его мучить. Спаситель в беседе с бесноватыми обращал свою речь не к людям, а к демонам непосредственно, называя их духами нечистыми и повелевая выйти из человека. Бесы, обитавшие в людях, узнавали Христа, вступали с Ним в диалог, трепетали пред Его могуществом и просили, как при исцелении бесноватого, позволить им войти в стадо свиное. Власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь, Иисус Христос дал и Своим ученикам (Мф. 10, 1), указывая, что есть род бесов, изгоняемый только постом и молитвой.
Бог ограничивает действие бесов тем, что падших духов Он подверг заслуженному наказанию, «связав узами адского мрака, предал блюсти на суд, для наказания» (2 Пет. 2, 4); даровал «нам все Божественные силы к жизни и благочестию» (2 Пет. 1,3), при помощи которых мы можем угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6, 16), и надежные средства противиться диаволу и побеждать его призыванием святейшего Имени Христа, а также используя молитву, пост и духовное бодрствование; никогда не попускает диаволу искушать нас более того, что мы можем понести (1 Кор. 10, 13).
Господь Своей смертью смерть попрал, частично разрушил и продолжает разрушать царство духов злобы на земле постоянным распространением Своего благодатного Царства.
Цель, для достижения которой Господь попускает все ухищрения диавола, ищущего нашей погибели,- есть наше нравственное возрождение, наше спасение от греха, проклятия и смерти.
Искушения сатаны иногда служат для исцеления нас от болезней духовных и спасения от вечного наказания за грехи; предостерегают от духовной гордости и учат смирению, предоставляют возможность свидетельствовать твердость веры и упования на Бога и укрепляться в добре, обретать праведность и святость освящением благодатью Духа Святого через явление преданности Христу Спасителю.
Человека, таким образом, окружает присутствие духов. Присутствие ангелов должно внушать нам благоговение и вызывать почитание, однако не следует смешивать этого с поклонением. Не следует чрезмерно почитать ангелов, ибо такой культ может нанести ущерб почитанию Иисуса Христа, но христианин через почитание должен прибегать к ходатайству ангелов.
Следует отметить, что одержимость бесами и болезнь тесно переплетаются. Не ставя под сомнение определенные случаи одержимости, мы должны учесть взгляды эпохи Христа, приписывавшие непосредственно бесам те явления, которыми ныне занимается психиатрия. Но болезнь является знаком той силы, которую сатана имеет над людьми. Благодатью Духа Святого, живущего в Церкви, возможно различие духов, и ложное очарование диавольского мира уже не прельщает. Церковь хранит непобедимую надежду и знает, что сатана уже побежден и сохраняет только ограниченную власть. Мир в День Господень увидит окончательное поражение его самого, всех его служителей и приспешников и благодатную полноту Царства Божий, пришедшего в силе и славе.
Протоиерей А.Кубелиус