Египет до сих пор называют "Подарком Нила". Египтяне поклонялись этой реке как богу и у них были на то основательные причины. Нил - единственный источник пресной воды, в окружающей пустыне. Это очень хорошо видно на космических снимках. Вызываемое таянием снегов в горах Судана начало разлива Нила, совпадавшее с летним солнцестоянием, было наиболее важным событием их календаря. Нил заливал большой район и, отступая, оставлял немалое количество черного ила, который был превосходным удобрением — настолько превосходным, что в год собиралось по несколько урожаев.
Географически ( см. карту слева) Древний Египет делился на два района — узенькие (около 3 км.) полоски , тянущиеся вдоль берегов Нила на 600 км. - Верхний Египет, и обширные земли треугольной по форме Дельты у впадения его в Средиземное море (Нижний Египет).
Это природное деление привело к тому, что возникли два царства — Верхнего и Нижнего Египта. Столицей Верхнего Египта служил Некхеб, располагавшийся неподалеку от Иераконполя; покровительницей города считалась богиня с головой грифа, Некхебет. Столицей же Нижнего Египта был Пе, город в Дельте, который греки называли Буто; ему покровительствовала богиня Эджо с головой кобры.
Как два царства относились друг к другу в додинастические времена, неизвестно. Египтологи полагают, что впервые царства были объединены Менесом, могущественным повелителем Верхнего Египта, которого называли "королем скорпионов". Считается, что примерно в 3100 году до н.э. он покорил Нижний Египет, объявил себя владыкой объединенной страны и основал первую династию. С этой датой обычно и связывают начало египетской истории, хотя сами египтяне считают, что их цивилизация намного древнее и восходит к золотому веку, когда обоими царствами правили боги. Вообще египетская хронология это отдельная тема . Подробнее >>>
Факт существования двух царств не забывался никогда, и всех фараонов именовали "Повелителями Двух Стран" или "Царями Верхнего и Нижнего Египта". Обе святые покровительницы — Эджо и Некхебет распространили свое благоволение на территорию всего Египта и стали изображаться с двойной короной — красная обозначала Нижний Египет, а белая — Верхний.
Всего Египтом правили со времени объединения страны Менесом тридцать две династии, включая греческих Птолемеев, воцарившихся здесь после завоевания Египта в 332 году до н.э. Александром Великим. Последней царицей до 30 года до н.э., когда могучий Рим сделал Египет своим владением, была Клеопатра. Долгая история династического правления — с 3200 по 30 годы до н.э. — археологами разделена на несколько периодов; каждый включает несколько династий. Для нашего исследования самым важным является время Древнего Царства, называемого "эпохой пирамид". Оно включает в себя династии с Третьей по Шестую (ок. 2686-2181). Этот период д-р Эдварде назвал "расцветом эпохи пирамид"; самый же апофеоз этой эпохи приходится на Четвертую династию, во время которой были возведены наиболее грандиозные Пирамиды.
Столицей своего царства Менес избрал Мемфис, город среди пальм на западном берегу Нила. То, что столица находилась у самого начала Дельты, имело и политическое, и символическое значение, поскольку именно здесь проходила граница между Нижним и Верхним Египтом. Во времена Нового Царства столицей стали Фивы в Верхнем Египте, но Мемфис продолжал процветать примерно до середины первого века нашей эры.
В наше время от этого некогда великолепного города не осталось почти ничего — между пальмами, растущими на месте бывших дворцов и храмов, сейчас пасется домашний скот.
В нескольких километрах к западу от , Мемфиса, расположен древний некрополь Саккара, место погребения Царственных особ, которое использовалось по своему назначению на протяжении почти всей истории Древнего Египта. Именно там находятся знаменитая ступенчатая пирамида Джосера и несколько других пирамид меньшего размера, в частности, пирамида Унаса, последнего фараона Пятой династии. На противоположной Мемфису стороне реки, примерно в тридцати километрах к северу, находится легендарный священный город Анну ( Библейский Он или Гелиополь, как его позднее назвали греки) религиозный центр древнего Египта. Именно жрецам Гелиополя принадлежала основная роль в осуществлении церемоний государственного культа; эта школа мудрости, о которой с большим уважением отозвался Геродот, была широко известна даже до периода Птолемеев.
В Гелиополе существовал священный холм, с которого, как гласило предание, впервые поднялось Солнце, и именно на этом месте была возведена священная колонна во времена, предшествующие эпохе пирамид. В начале этой эпохи она была заменена еще более священной реликвией - Камнем БенБен. Считается что именно этот культ привёл к возникновению пирамид.
При слове Пирамида. мы, естественно, представляем три самые знаменитые пирамиды на пустынном плато Гизе (в настоящее время почти поглощенные Большим Каиром ) . Гиза находится на самой границе с пустыней, на противоположном от Гелиополя берегу реки, немного выше по течению Нила. В Гизе находится еще множество небольших пирамид-"спутаиков", а также менее значительных по размерам погребальных сооружений, храмов и, конечно же, легендарный Большой Сфинкс. Но существуют и ещё несколько полей пирамид : в Дашуре, Саккара, Абусире и Завиет эль-Ариане, а примерно в шести километрах к северо-западу от Гизе, в Абу-Руваше, находится место, где во времена Четвертой династии была возведена еще одна большая пирамида. От этой пирамиды к настоящему времени остались только фундамент и часть основания.
Существует погребальное сооружение в Медуме, но оно расположено примерно в шестидесяти пяти километрах к югу от Саккара, и его не считают частью Мемфисского некрополя, поскольку под последним подразумевается район в тридцать километров длиной на четыре шириной.
Километрах в семнадцати к северу от Гизе, примерно на той же широте, что и Гелиополь, расположен еще один важный центр: древний город Кхем, названный позднее Летополем. Этот город в дельте Нила когда-то был связан с именем Гора — бога с головой сокола, и в нем сохранился храм, более древний, чем пирамиды.
Известно, что Летополь существовал еще до эпохи строительства пирамид, и многие египтологи верили, что город был географическим центром, относительно которого измерялись расстояния в Древнем Египте. Согласно Уэйнрайту, Летополь носил название «Город удара молнии» из-за того, что был тесно связан с метеоритным культом и был ориентирован строго на запад от Храма Феникса в Глиополе.
Таким образом, город являлся геодезической точкой, к которой по меридиану была привязана Великая пирамида, а по широте - Гелиополь, где хранился камень Бенбен. Летополь как бы служил дорожным знаком, указывающим «дорогу Осириса на небо», и связывал, по меридиану и широте, Бенбен и Великую пирамиду.
ПРИЛОЖЕНИЯ :
1. Камень БенБен и Пирамидионы
Бенбен - таинственный камень предположительно конической формы и внеземного происхождения сыграл в религиозных мировоззрениях древних египтян огромную роль.
БенБен находился в Храме феникса (возможно, стоял на священной колонне), и служил символом этой легендарной космической птицы, способной к воскрешению и повторному рождению, олицетворяющей цикличность смены времен года.
В искусстве Древнего Египта феникса обычно изображали в виде серой цапли, возможно, из-за того, что эта цапля каждый год совершает перелеты. Существовало поверие, что появление феникса в Гелиополе означает наступление нового цикла, или начало новой эры. Первое появление феникса послужило причиной возникновения культа камня Бенбен, по-видимому, рассматриваемого как "семя" космической птицы. (Корень слова бенбен — "бен" — означает: человеческая сперма, эякуляция или оплодотворение).
Многие египтологи нашего времени считают, что камень Бенбен имел коническую форму. В ранних известных изображениях камня Бенбен с сидящим на нем Фениксом камень имеет не пирамидальную форму: его концы слегка округлены, и он больше напоминает конус и только позднее конус заменил пирамидион.
Входя в земную атмосферу, некоторые железные метеориты сохраняют положение и не вращаются, после падения передняя их часть расплавляется и смещается назад, и потому метеорит приобретает характерную форму конуса. Двумя экземплярами таких метеоритов являются «Морито» и «Вилламетт».
Следует отметить что культ метеоритов был широко распространен на ближнем востоке. Я даже не буду приводить в качестве примера священный камень мусульман КААБУ. В Эмессе, к примеру, существовало святилище бога Эла-Габала; священный реликт святилища описывался как «черный конический камень». Летописец Геродиан повествует, что жители Эмессы «официально считают, что он упал с неба...» Недалеко от Эмессы, в храме Зевса-Хадада, в Гелиополе-Баальбеке, находились «черные конические камни»... В древней Фригии (ныне центральная Турция) великая мать всех богов Кибела, была представлена в храме черным камнем, который, как считалось, упал с неба.
Интересное дополнение :
В Берлинском музее хранится так называемый Весткарским папирус. Он был написан во времена Нового царства, но, без сомнения, представляет собой копию с оригинала времен Пятой династии, поскольку повествует о начале царствования этой династии, власть которой была освящена божественной волей самого Ра, бога солнца. Вмешательство бога имело место во времена Четвертой династии, когда правил Хуфу(Хеопс).
Может это и есть отражение искомого ( хотя и происшедшего раньше) события - появления Бенбена. Например падение метеорита или прибытие корабля пришельцев. Птица Феникс - чем не образ атмосферного "челнока - самолёта". Может именно эти древние отголоски прослеживаются в иероглифах напоминающих летательные аппараты или древней модели планера найденной в Саккаре. Подробнее>>>. А если вспомнить Имхотепа и взлёт технологий, происшедший в это же время то .... Но я предоставляю Вам самим продолжить ассоциации.
2. Египетская Хронология
Египетская хронология достаточно запутана. У египтян не было сквозного летосчисления, годы считались от восшествия на престол очередного фараона, а династический список содержит много разночтений из-за желания вычеркнуть или приукрасить некоторые страницы истории. Даже в современных статьях и книгах, датировка может различаться (до 150 лет).
Наиболее часто используемый (единственный до конца 19-го века) хронологический источник - это комментарии Секста Африканского (ок. 221 года до н.э.) и Евсебия из Цезарии, который был личным летописцем Константина Великого (ок. 264 годы до н.э.) к хроникам составленным египетским жрецом Мането, жившем в Нижнем Египте во времена правления Птолемея II (347-285 года до н.э.). Сама работа Мането не сохранилась.
Позднее стали пользоваться и другими источниками. Это был "абидосский список", относящийся ко временам Девятнадцатой династии, "саккарский список" той же династии, "туринский папирус" Семнадцатой династии и таинственный "палермский камень", который дает летоописание фараонов первых пяти династий". Но именно Мането оказал наибольшее влияние на современную хронологию.
Мането разделяет фараонов на тридцать династий. Именно он первым ввел греческие имена, под которыми мы знаем фараонов сейчас: египетский Хуфу стал Хеопсом, Хафра — Хефреном, Менкаура — Микерином и так далее. В его хронологии перечисляются все фараоны с самых первых династий, но еще там есть и упоминание о таинственной эпохе, предшествующей этим династиям. Согласно Евсебию, хронология Мането упоминает три четко определяемые эпохи до Менеса: царствование бога Гора, правление полубогов, которое наступило после царствования Гора; это правление продолжалось 15150 лет; затем додинастическое правление, которое длилось еще 13777 лет; в сумме это давало 28927 лет до Менеса.
Я встречал и другую версию ранней Египетской хронологии, ссылающуюся на того же Мането (Манефона) : Вначале, в течение 12 300 лет.-Египтом правили семь великих богов: Птах — 9000 лет, Pa — 1000 лет, Шу — 700 лет, Геб — 500 лет, Осирис — 450 лет, Сет — 350 лет и Гор — 300 лет. Во второй династии богов было 12 божественных правителей — Тот, Маат и десять других — они правили страной 1570 лет. Третья династия состояла из 30 полубогов, правивших 3650 лет.Четвертый период, продолжавшийся 350 лет, был периодом хаоса, когда Египет был разобщен и в нем не было правителя. Закончился этот период объединением Египта при Менесе, который, как принято считать, был первым фараоном Египта.
В "туринском папирусе", документе, относящийся к Семнадцатой династии (ок.1400 года до н.э.). говорится что эти эпохи были продолжительностью 13420 и 23200 лет, в сумме — 36 620 лет. О третьей эпохе, предшествующей Менесу, мы не можем знать ничего, поскольку текст поврежден; Египтологи не принимают эти даты всерьез, считая, что в папирусе описываются не исторические, а мифологические эпохи.
В настоящее время официально принята следующая хронология Древнего Египта :
Считается что триста девяносто египетских монархов принадлежали к тридцати одной четко определяемой династии. Хотя "фараонами" называли себя правители и после 332 года до н.э. (до 251 года н.э.), это были уже не урожденные египтяне, а македонские греки (период Птолемеев 332-30 годы до н.э.) и римские императоры позднего времени (римский период 30 год до н.э. — 251 год н.э). Если включить в нашу хронологию и этот период, то всего Египтом правило 439 монархов. В египтологии такой длительный период разделяют на более короткие отрезки времени, смотрите таблицу.
Династии Периоды Годы
1-2 Раннее царство 3100-2686 гг. до н.э
3-6 Древнее царство 2686-2181 гг. до н.э.
7-10 1-й Переходный период 2181-2133 гг. до н.э.
11-12 Среднее Царство 2133-1786 гг. до н.э
13-17 2-й Переходный период 1786-1567 гг. до н.э.
18-20 Новое Царство 1567-1080 гг. до н.э
21-25 Позднее Новое Царство 1080-664 гг. до н.э.
26 Саисская династия 664-525 гг. до н.э
27-31 Позднее царство 525-332 гг. до н.э
Птолемеи 332-30 гг. до н.э.
Римляне 30 г. до н.э. — 642 г. н.э.
Арабы 642 г. до н.э.— настоящее
Более подробную хронологию можете посмотреть здесь.
Интересно сопоставить всё это с библейской хронологией, утверждающей, что человек был создан 23 октября 4004 года до н.э. Подробнее
3. Календарь Древнего Египта
Сейчас мы точно не знаем когда Древние Египтяне создали календарь, но исходя из природных условий он был им жизненно необходим.
Если вспомнить какую роль играли разливы Нила в жизни Египта ( см. начало страницы) , то будет понятно, почему Египтяне считали началом Нового Год разлив Нила. Вызываемое таянием снегов в горах Судана начало разлива Нила всегда совпадает с летним солнцестоянием.
Религиозный календарь Древнего Египта начинался в День Нового года — день совпадения подъема Сириуса с восходом солнца. Для понимания такого выбора точки отсчёта надо обратить внимание, что во времена древнего царства, ( "Эпоха Пирамид") подъем Сириуса, совпадающий с восходом солнца, происходил примерно через пять — семь дней после даты летнего солнцестояния. Солнце тогда всходило над линией горизонта примерно на 63,5 градуса по азимуту, а Сириус поднимался на 116,5 градусов.
Поскольку при таком календаре теряется четверть суток, которые календарь нерелигиозный компенсирует введением дополнительных суток раз в четыре года, это значило, что начало нового года в религиозном календаре постоянно смещалось. Оба календаря, впрочем, совпадали снова через 1461 год (4 х 365,25 = 1461). Этот период в 1461 год часто называют Циклом Сотис
В "гражданском" календаре, которым пользовались египтяне, год делился на 12 месяцев, а каждый месяц делился на три "декана" по десять дней. В месяце было 3 декана, а в году — 36. К ним египтяне добавляли "5 дней сверх года". Именно в эти пять дней рождались боги, в их числе Осирис и Исида. Эти пять дополнительных дней соответствовали четырем детям богини неба Нут — Осирису, Исиде, Сету и Нефтиде — и Гору, сыну Осириса и Исиды.
Именно боги, как считалось, превращали 360-дневный год в 365-дневный. Эти боги олицетворяли звезды. Небо египтяне тоже делили на 36 "деканов" по 10 дней, что в сумме составляет 360 дней. Они могли поделить окружающее пространство на 360 "единиц" для того, чтобы конкретное место восхода солнца позволило обозначить данный день. Исходя из вышеизложенного, стоит задаться вопросом, не отсюда ли идет наше деление круга на 360 градусов?
Но правильное разделение все же составляло 365 единиц, и потому в календаре они делали добавку в пять дней