Автор : Чиж&Co
Коллеги, я уж думал время заблуждений прошло. Некрономикон > - это миф, порождённый одним единственным человеком - Лавкрафтом. Успех мифа < Некрономикона > говорит о том, что Лавкрафт был действительно Мастером своего дела, и что он безошибочно определил то, что нужно людям, желающим быть большим, нежели устройством для выполнения алгоритма “семья-работа-государство“. Просто прочитайте его книни: “Безымянный город“ (The Nameless City, январь 1921). В рассказе впервые упомянут безумный поэт Абдул Альхазред (Abdul Alhazred), а также приведена одна из его поэтических сентенций: “That is not dead which can eternal lie, And with strange aeons even death may die“. / “Неподвижно лежащему не суждено умереть, Но в странные эры и смерти приходит конец“ (пер. Е. Любимовой / “По ту сторону сна“, М.: ГУДЬЯЛ-ПРЕСС, 2000, стр. 363); вариант: “То не мёртво, что вечность охраняет, Смерть вместе с вечностью порою умирает“ (пер. Е. Мусихина / Говард Ф. Лавкрафт, “Затаившийся страх“, М.: ФОРУМ / ТЕХНОМАРК, серия “Horror“, 1992, стр. 302). ).
Далее - “Пёс“ (The Hound, сентябрь 1922). В рассказе впервые упомянуто название < Некрономикон > - гримуаром с таким именем обладают двое англичан, живущие, видимо, в пригороде Лондона. Судя по описываемым в рассказе событиям, фигурирующий в нём экземпляр < Некрономикона > впоследствии был либо сожжён, либо захоронен. Согласно рассказу, в < Некрономиконе > приводится описание некоего магического амулета, очертания которого “отражают таинственные, сверхъестественные свойства души тех людей, которые истязают и пожирают мертвецов“ (Говард Ф. Лавкрафт, “Затаившийся страх“, М.: ФОРУМ / ТЕХНОМАРК, серия “Horror“, 1992, стр. 341).
Желающим проверить - зайдите на любую поисковую систему и попытайтесь найти хоть где-нибудь упоминание об Абдуле и < Некрономиконе > ранее указанных дат. Такого просто нет.
И последнее - “Праздник“ (The Festival, октябрь 1923). В рассказе, среди книг библиотеки одного из жителей (вымышленного) города Кингспорт (Новая Англия, США), упомянут < Некрономикон > Альхазреда в запрещённом переводе на латинский Олауса Вормия. Здесь же впервые упомянут экземпляр < Некрономикона >, хранящийся в библиотеке (вымышленного) Мискатоникского университета (Новая Англия, США).
Впервые приведена цитата из гримуара: “The nethermost caverns are not for the fathoming of eyes that see; for their marvels are strange and terrific. Cursed the ground where dead thoughts live new and oddly bodied, and evil the mind that is held by no head. Wisely did Ibn Schacabao say, that happy is the tomb where no wizard hath lain, and happy the town at night whose wizards are all ashes. For it is of old rumour that the soul of the devil-bought hastes not from his charnel clay, but fats and instructs the very worm that gnaws; till out of corruption horrid life springs, and the dull scavengers of earth wax crafty to vex it and swell monstrous to plague it. Great holes are digged where earth“s pores ought to suffice, and things have learnt to walk that ought to crawl“. / “Нижние из пещер подземных недоступны глазу смотрящего, ибо чудеса их непостижимы и устрашающи. Проклята земля, где мёртвые мысли оживают в новых причудливых воплощениях; порочен разум, пребывающий вне головы, его носящей. Великую мудрость изрёк Ибн Шакабао, сказав: блаженна та могила, где нет колдуна; блажен тот город, чьи колдуны лежат во прахе. Ибо древнее поверье гласит, что душа, проданная диаволу, не спешит покидать пределы склепа, но питает и научает самого червя грызущего, пока сквозь тлен и разложение не пробьётся новая чудовищная жизнь, и жалкие поедатели падали не наберутся хитроумия, чтобы вредить, и силы, чтобы губить. Огромные ходы < тайно > проделываются там, где хватило бы обычных пор подземных, и рождённые ползать научаются ходить“ (пер. О. Мичковского / Говард Ф. Лавкрафт, “Затаившийся страх“, М.: ФОРУМ / ТЕХНОМАРК, серия “Horror“, 1992, стр. 362).
С удовольствием могу дать ссылки на многое другое, но, при всем уважении, Мира, какой смысл искать и составлять правильные слова, словари, если мы говорим о мифе. А когда вы говорите что правильно, что неправильно, вы забыли упомянуть - вы свободно говорите на шумерском? На аккадском?
Ну и последняя (в этом перечне) книга Лавкрафта - “Потомок“ (The Descendant, 1926). Судя по отрывку этого незаконченного произведения, < Некрономикон > должен был стать основой рассказа. Главный герой приобрёл экземпляр < Некрономикона > в еврейской лавке в нищенском лондонском квартале Клермаркет по “нелепо низкой цене“. “Сочетание старинного английского готического шрифта и исковерканной средневековой латыни“ (“Зверь в подземелье“, М.: ГУДЬЯЛ-ПРЕСС, 2000, стр. 363) указывает, что этот экземпляр является первым изданием < Некрономикона >, выпущенного в Германии в XV веке. В отрывке говорится, что во всём мире сохранилось лишь пять экземпляров < Некрономикона >.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Я приведу ссылку из биографии Лавкрафта:
“В качестве “человеческой” базы для своих рассказов Лавкрафт часто использовал выдуманный им самим уголок штата Массачусетс, получивший название “страны Лавкрафта” (Lovecraft country). Страна Лавкрафта расположена в Новой Англии — на родине писателя, в самом “историческом” районе Северной Америки. Именно сюда приплывали первые голландские и британские поселенцы, именно здесь зародились США. И здесь, среди неоготических церквей и домов в колониальном стиле, наиболее древних американских родов и деградировавших обитателей глубинки, древних индейских мифов и воспоминаний о ведьмовских процессах, разворачиваются жуткие события.
Центр страны Лавкрафта — городок Аркхем, расположенный на берегах реки Мискатоник. Он известен своим университетом, где хранится значительное количество оккультной литературы, в том числе копия знаменитого “< Некрономикона >”. Кроме того, в период охоты на ведьм Аркхем стал прибежищем нескольких преследуемых, бежавших из соседнего Салема. Недалеко расположен Кингспорт, появляющийся в нескольких рассказах. На океанском побережье стоит зловещий Иннсмут, жители которого в прошлом столетии заключили сделку с расой глубоководных, и теперь в большинстве своем — уродливые полукровки. К западу от Аркхема расположено окруженное мистическими монолитами селение Данвич, некогда ставшее жертвой выращенного местным культистом чудовища. А дальше в горах находится одна из колоний ми-го.
Гораздо реже Лавкрафт помещает действие своих рассказов в другие места земного шара, иногда объясняя их экспедициями Мискатоникского университета. Герои писателя попадают в Антарктиду, Австралию, Париж, Великобританию, на Аравийский полуостров.Особняком стоит так называемая страна снов (Dreamlands), напоминающая мистические фантазии лорда Дансени. Здесь нет ничего земного — разве что отдельные персонажи. Наиболее частый гость страны снов — американец Рэндольф Картер, центральная фигура нескольких произведений Лавкрафта (что само по себе — большая редкость). Страна снов — красивый, таинственный и вместе с тем чужой и опасный мир, заслуживающий отдельного обзора. Ну все-таки нужно читать не только мир фантастики.
Мискатоникского университета, увы, не существует, как нет на наших картах древнего Аркхема, оба они придуманы Лавкрафтом. На этом можно было бы и закончить.
Но я все-таки решил проанализировать ваши высказывания и понял - вы просто врете. Смешно, но вы так много пишите о человеке при этом - Д.А.Халлоран, далее в той же строчке - Халлолран, далее строчкой ниже - Халлоран. Так как же правильно звучит фамилия? При этом предлагаю тест всем участвующим в форуме - ни по одной фамилии, хоть на русском, хоть на английском, нет ссылки в интернете, в разделе связанном с Шумером. Опять врете.
Я мог бы сказать, что в лондонской библиотеке провел два года, когда писал книгу (свою) о магии Шумера, но какой в этом смысл. Я просто повелся на диалог с выдумщицой. А всем желающим действительно что-то узнать о магии ассирийской посоветовал бы книгу Шарля Фоссе “Ассирийская магия“.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Заранее прошу прощения за множество ссылок.
Впервые о “< Некрономиконе >“ было упомянуто Лавкрафтом в рассказе “Показания Рэндольфа Картера“ (ВНИМАНИЕ! ЭТОТ ТОТ ЧЕЛОВЕК С КОТОРЫМ МИРА, якобы ходила по архивам, как она пишет - Р.Картер, очевидно она не читала этого рассказа и думает, что Р.Картер - реальный человек в декабре 1919. В рассказе упомянут некий манускрипт, которому (пока) не даётся никакого названия: “:Та гробовдохновенная книга, что привела нас к чудовищной развязке, : была написана иероглифами, подобных которым я нигде и никогда не встречал“. Я пользуюсь книгой из серии “< Некрономикон >“ Г.Ф. Лавкрафт “Зов Ктулху“, Москва, 2001 г. УДК 821.111 - 344 Лавкрафт. Этот рассказ опубликован на стр58- и далее).
Далее - впервые Абдул Альхазред упомянут в рассказе “Безымянный город“ написанном в январе 1921). В рассказе впервые упомянут безумный поэт
Абдул Альхазред, а также приведена одна из его поэтических сентенций: В моей книге (ссылка выше, стр 152) это звучит как “Не мертво то, что в вечности живет, со смертью времени и смерть умрет“, в другой версии в других изданиях - “Неподвижно лежащему не суждено умереть, Но в странные эры и смерти приходит конец“ , еще вариант: “То не мёртво, что вечность охраняет, Смерть вместе с вечностью порою умирает“.
Далее - “Праздник“ - октябрь 1923). В рассказе, среди книг библиотеки одного из жителей упомянут < Некрономикон > Альхазреда в запрещённом переводе на латинский Олауса Вормия. Здесь же впервые упомянут экземпляр < Некрономикона >, хранящийся в библиотеке (вымышленного) Мискатоникского университета (Новая Англия,
США). Впервые приведена цитата из гримуара: “The nethermost caverns are not for the fathoming of eyes that
see; for their marvels are strange and terrific. Cursed the ground where dead thoughts live new and oddly bodied,
and evil the mind that is held by no head. Wisely did Ibn Schacabao say, that happy is the tomb where no wizard
hath lain, and happy the town at night whose wizards are all ashes. For it is of old rumour that the soul of the devil-
bought hastes not from his charnel clay, but fats and instructs the very worm that gnaws; till out of corruption
horrid life springs, and the dull scavengers of earth wax crafty to vex it and swell monstrous to plague it. Great
holes are digged where earth“s pores ought to suffice, and things have learnt to walk that ought to crawl“. /
“Нижние из пещер подземных недоступны глазу смотрящего, ибо чудеса их непостижимы и устрашающи.
Проклята земля, где мёртвые мысли оживают в новых причудливых воплощениях; порочен разум,
пребывающий вне головы, его носящей. Великую мудрость изрёк Ибн Шакабао, сказав: блаженна та
могила, где нет колдуна; блажен тот город, чьи колдуны лежат во прахе. Ибо древнее поверье гласит, что
душа, проданная диаволу, не спешит покидать пределы склепа, но питает и научает самого червя
грызущего, пока сквозь тлен и разложение не пробьётся новая чудовищная жизнь, и жалкие поедатели
падали не наберутся хитроумия, чтобы вредить, и силы, чтобы губить. Огромные ходы < тайно >
проделываются там, где хватило бы обычных пор подземных, и рождённые ползать научаются ходить“
Далее - “Зов Ктулху“ - лето 1926. В повести неоднократно приводится заклинание из < Некрономикона >: “Ph“nglui mglw“nafh Cthulhu R“lyeh wgah“nagl fhtagn“. / “Пх“нглуи мглв“нафх Ктулху Р“лайх вгах“нагл фхтагн“; что означает: “In his house at R“lyeh dead Cthulhu waits dreaming“. / “В этом доме в Р“лайхе бодрствует в ожидании мёртвый Ктулху“ В другом переводе - “В своём доме в Р“лайх мёртвый Ктулху проснётся в назначенный час“. Или еще перевод - “В своём доме в Р“лайхе мёртвый Ктулху ожидает во сне“.
У меня на руках 4 тома Лавкрафта, я могу их переписать, но смысла нет. Практически в любом рассказе или повести Лавкрафта упомянут и < Некрономикон > и Абдул Альхазред и даются все заклинания из существующих версий < Некрономикона >.
К сожалению, в русских переводах нет самой главной (в интересующей нас теме) книги - “История и хронология < Некрономикона >“ (The History and Chronologyy of the Necronomicon, 1927). В ней излагается полная история создания и проникновения < Некрономикона > в западную цивилизацию. Лавкрафт говорит в ней в том числе и о том, как он придумал эту книгу. Я дам ссылку, где ее можно прочитать, не на русском, напомните мне, но к данному моменту - не нашел.
Почему Мира нас так упорно посылала в Лондонскую публичную библиотеку? Дело в том, что в рассказе “Ужас в Данвиче“ - лето 1928, оговаривается, что экземпляры
< Некрономикона > хранятся в Библиотеке Уайденера Гарвардского Университета в Кембридже (США), Парижской Национальной Библиотеке, Британском Музее, библиотеке Университета Буэнос-Айреса (Аргентина) и в библиотеке (вымышленного) Мискатоникского университета в (вымышленном) городе Аркхэм (Новая Англия, США), - в последней хранится латинская версия Олауса Вормиуса, напечатанная в
XVII веке в Испании. В “Ужасе в Данвиче“
приводится самая знаменитая цитата из < Некрономикона >: “Nor is it to be thought, that man is either the
oldest or the last of earth“s masters, or that the common bulk of life and substance walks alone. The Old Ones were,
the Old Ones are, and the Old Ones shall be. Not in the spaces we know, but between them, They walk serene and
primal, undimensioned and to us unseen. Yog-Sothoth knows the gate. Yog-Sothoth is the gate. Yog-Sothoth is the
key and guardian of the gate. Past, present, future, all are one in Yog-Sothoth. He knows where the Old Ones broke
through of old, and where They shall break through again. He knows where They have trod earth“s fields, and where
They still tread them, and why no one can behold Them as They tread. By Their smell can men sometimes know
Them near, but of Their semblance can no man know, saving only in the features of those They have begotten on
mankind; and of those are there many sorts, differing in likeness from man“s truest eidolon to that shape without
sight or substance which is Them. They walk unseen and foul in lonely places where the Words have spoken and the
Rites howled through at their Seasons. The wind gibbers with Their voices, and the earth mutters with Their
consciousness. They bend the forest and crush the city, yet may not forest or city behold the hand that smites.
Kadath in the cold waste hath known Them, and what man knows Kadath? The ice desert of the South and the
sunken isles of Ocean hold stones whereon Their seal is engraven, but who hath seen the deep frozen city or the
sealed tower long garlanded with seaweed and barnacles? Great Cthulhu is Their cousin, yet can he spy Them only
dimly. Ia! Shub-Niggurath! As a foulness shall ye know Them. Their hand is at your throats, yet ye see Them not;
and Their habitation is even one with your guarded threshold. Yog-Sothoth is the key to the gate, whereby the
spheres meet. Man rules now where They ruled once; They shall soon rule where man rules now. After summer is
winter, and after winter summer. They wait patient and potent, for here shall They rule again“. / “Не должно
думать, что человек есть либо старейший, либо последний властелин на Земле и что жизнь есть только
то, что ему ведомо. Нет же - Боги Глубокой Древности [Старейшие] пребудут ныне, присно и во веки
веков. Не в пространствах, которые нам известны, но между ними ходят Они, неизменные в своем
властном спокойствии, лишенные измерений и невидимые для нас. Йог-Сотот знает ворота. Йог-Сотот -
это ворота. Йог-Сотот - это ключ и это страж. Прошлое, настоящее и будущее - все в руках Йог-
Сотота. Он знает, где Боги Глубокой Древности [Старейшие] прорвались сквозь старое и где они
прорвутся сквозь него вновь. Он знает, где Они ходили по полям Земли и где они ходят до сих пор, и почему
никто не может увидеть Их в это время. Иногда по Их духу можно определить, что Они где-то рядом, но
никому не дано даже представить себе полностью Их внешность, хотя некоторые из вас могут
столкнуться с теми, кто ниспослан Ими в гущу рода человеческого; и на Земле можно встретить порою
человекоподобных, отличных своею внешностью от классического человека, но и это не поможет вам
создать в своем воображении Их истинный облик. Невидимые и смердящие, бродят Они в пустынных
местах, где в Их пору произносятся Слова и свершаются Обряды. Ветер носит Их голоса, и земля
произносит Их откровения. Они сокрушают леса и уничтожают города, но ни лесу, ни городу никогда не
дано увидеть поражающую их десницу. Кадаф в холодной пустыне узнал Их, но кто из людей знает сейчас,
где Кадаф? Ледяные просторы Юга и исчезнувшие в океанских глубинах острова скрывают от нас камни,
на которых выбита Их печать, но кто видел скованный жестоким морозом город или высокую башню,
увитую ракушками и морскими водорослями? Великий Ктулху приходится Им названным братом, но и он
может видеть Их только в тумане. Йя! Шуб-Ниггурат! Только по Их духу можете вы узнать о Них. Их
руки лежат у вас на горле, но вы не видите Их, и место Их обитания лежит за невидимым порогом,
который охраняется. Йог-Сотот - это ключ к замку от ворот, где смыкаются сферы. Человек властвует
сейчас там, где некогда властвовали Они; и очень скоро Они будут властвовать там, где сейчас властвует
человек. За летом приходит зима, и за зимою приходит лето. Они ждут, могущественные и терпеливые, и
скоро вновь пребудет Их царствование“.
Я могу здесь привести весь “Некрномикон“, составив его из ссылок на книги Лавкрафта. Но проще самому прочитать его произведения.
Откуда Лавкрафт знал названия планет, богов и т.п. Дело в том, что он был специалистом в астрономии и публиковал статьи об астрономии в различных изданиях, а также он собирал различные древности, в том числе и из Междуречья.
Кстати, Мира могла бы все это узнать сама, если бы знала, что в университете Брауна в городе Провиденс собрана Лавкрафтовская коллекция.
Еще, тут уже упоминались другие книги, которые также выдавались за истинные, так вот, издание Лавкрафта, которым в данный момент пользуюсь я, содержит примечания, где говорится - “Книга Эйбона“ - выдуманная книга, предложенная в литературную библиотеку Лавкрафта поэтом и художником Кларком Эштоном Смитом.
«U… Kulten» Юнцта – выдуманная книга выдуманного автора, предложенная Робертом Хауардом.
И последнее – некоторая графика, названия, заклинания и все имена исследователей, на которые ссылается Мира, предложены в книге Лавкрафта «Жизнь Чарьза Декстера Варда. В книгах, о которых сегодня я говорю, это с 49 страницы Г.Ф.Лавкрафт «Хребты Безумия».
Извините, за столь большую ссылку – меньше не получается. Главное, что я хотел сказать, весь < Некрономикон > изложен по частям в тех четырех томах, которые сейчас лежат на моем столе.
еперь о < Некрономиконе > в России …
До 15 марта 1937 года < Некрономикона > в виде отдельной книги не существовало. Да, < Некрономикон > был разбросан по страницам книг Лавкрафта, да он писал о < Некрономиконе >, как о событии американской и европейской культуры, но книги “< Некрономикон >“ написанной от лица араба Альхазреда, не существовало. Лавкрафт умер 15 марта 1937 года и не успел “впустить“ этот труд, выдуманный им самим от начала до конца, для чтения и изучения. Лавкрафт писал, что < Некрономикон > и место действования пришли к нему в его сновидениях. На иностранные языки произведения Лавкрафта при жизни не переводили, и потому в других странах о < Некрономиконе > в принципе даже не слышали.
После смерти Лавкрафта остался “Лавкрафтовский кружок“. Огюст Дерлет и Дональд Вандрей основали компанию под названием “Аркхем Хаус“ и начали издавать книги Лавкрафта. Чуть позже Дерлет начал писать произведения “под Лавкрафта“. И именно Дерлет воспользовался
термином “Миф Ктулху“ и именно Дерлет развил космогонию Лавкрафта и именно он же собрал из книг Лавкрафта < Некрономикон > и подготовил его к изданию от первого лица - Абдулы Альхазреда. Впоследствие еще некоторые подражатели стали писать “под Лавкрафта“ и развивать дальше < Некрономикон >. Именно Дерлет до 1961 года претендовал на то, чтобы конролировать литературное наследие Лавкрафта.
Дерлет выпустил первое издание “< Некрономикона >“ в нескольких экземплярах, на пробу, раздал его друзьям, но книга не нашла интереса. Несколько раз он
переписывал < Некрономикон > компануя его из тех или иных частей, переставляя их, сокращая и расширяя, но критики друзья так и не нашли в ней ничего
захватывающего - все это были компиляции Лавкрафта и не более, а его книги были всем и так известны. Дерлет так и не выпустил Некромикон и не напечатал ни одной книги типографским способом.
В России “< Некрономикон >“ Лавкрафта никогда не издавался и, по моим сведениям, до 1998 года в России не было Лавкрафтовского < Некрономикона > ни на каком другом языке. Лавкрафт при сочинении < Некрономикона > ориентировался на мифы Вавилона и Ассирии. Археологическая экспедиция под руководством У.Андре в период с 1903 по 1914 года обнаружила руины Ашура, ассирийского религиозного центра и древнейшей столицы государства. Практически одновременно с раскопками
в Ашуре завершились археологические работы экспедиции под руководством
Б.Колдюи в окрестностях Вавилона. Вавилоняне поклонялись Мардуку, ассирийцы Ашуру. < Некрономикон > Лавкрафта опирался на вавилонские и ассирийские божества.
Именно поэтому < Некрономикон > Лавкрафта отличается от других известных
версий < Некрономикона >, и < Некрономикон > Лавкрафта единственный, который отличается
целостным и законченным эпосом и не содержит прямого упоминания шумерских богов. Дело в том, что о Шумере во времена Лавкрафта только начали узнавать.
Лишь в январе 1869 года Джулс Опперт, выступая на собрании Французского
Общества Нумизматики и Археологии, выдвинул гипотезу о существовании
до-аккадского языка и народа. А первые масштабные раскопки на территории
древнего Шумера были предприняты в 1877 году французскими археологами, раскопки продолжались до 1933 года. Поэтому < Некрономикон > Лавкрафта не содержит ни шумерских символов, ни шумерской “графики“. Да и вообще все издания < Некрономикона > (любых авторов и составителей) не содержат ничего шумерского.
В свое время Идрис Шах - привел пример греческого амулета против врагов 4-5 веков. Этот амулет приведен например в книге Идрис Шах “Магия Востока“,
“Локид-Миф“, Москва, 2000 год, на стр. 20. Именно этот амулет (в сокращении)
приводится во всех известных < Некрономиконах >. Другой талисман, размещаемый в < Некрономиконах >, взят из книги аль-Газали “Избавление от ошибок“. А большинство других знаков и заклинаний < Некрономикона > нашлись на ассирийских глинянных дощечках Шурпу. Компиляция < Некрономикона > сделана на основе изданных во времена Лавкрафта книгах FOSSEY.C. “La Magie Assyrienne“, Париж, 1902 год,
KING L.W. “Babylonian Magic and Sorcery“, Лондон, 1896 год, LENORMANT F.
“Science Occulte: Magie chez les Chaldeens“, Париж, 1974 год и нескольких
книг Томпсона о магии и астрологии Вавилона, изданных в период 1900-1905
годы.
И отношение к < Некрономикону > было как к литературе ужасов, продолжающей
тему Лавкрафта. После смерти в 1961 году Дерлета интерес к < Некрономикону >
пропал и до 1977 года о нем не упоминали, разве что в Лавкрафтовском кружке.
Но в 1977 году в США был выпущен первый печатный “< Некрономикон >“ (в отличие от самиздатовских книг Дерлета). Это тот < Некрономикон >, который мы все сегодня читаем и обсуждаем в том или ином варианте. < Некрономикон > был выпущен к 40 летию со дня смерти Лавкрафта. Более того, это было написано на титульном листе книги. Так прямо и написано -
Говарду Филиппу Лавкрафту, подарившему
нам видения и мифы Ктулху (все помнят книгу с таким названием Лавкрафта).
Да будет эта книга перевалом за Горы Безумия (все должны помнить книгу
Лавкрафта “Хребты безумия“.
Да, я все время забываю переслать вас к книге
“Лампа Аль-Хазреда“ Лавкрафта, где есть все об арабе Абдулле Альхазреде).
А позже члены Лавкрафтовского кружка решили сделать розыгрыш и выпустили книгу Некромикон, но уже со ссылками на Джона Ди, на библиотеки, где хранятся истинные < Некрономиконы >, и т.п. и т.п. Это Некромикон был “рваный“ без начала и конца, кусками, несвязный... Но для членов кружка это была игра, а вот люди не являющиеся членамит этого кружка, восприняли < Некрономикон > как что оккультное и необходимое к изучению.
Первый типографский < Некрономикон >, имеющий кодификатор, в России появился в 1997 году. Я понимаю, все удивлены.
Тогда я вас попрошу открыть свои экземпляры < Некрономикона > и посмотреть год издания. Убедились? Розыгрыш дошел до России. Но издание это, хотя и несло текст посвящения Лавкрафту и было написано, что оно выпущено в честь двадцатилетия со дня первого издания “< Некрономикона >“, почему то наделало переполох. Наверное никто не стал читать посвящение. Но то, что в таблице сравнений есть Лавкрафт, ну никак не могло уйти от взгляда читающих. Почему
люди не увидели всего этого - для меня загадки. Коллеги, а если вы откроете
свои экземпляры < Некрономикона > в них есть таблица сравнения? Ну вы видите
фамилию Лавкрафта? А почему раньше не обращали внимание на это?
После 1997 года было много изданий книги, но уже в плохом качестве печати, с некачественными иллюстрациями. А в последние годы выпускают < Некрономикон > даже с картинками страшных существ, взятых из книг фантаста Петухова. Он выпускал журнал фантастики в конце 90-х годов, вот оттуда это все взято в < Некрономикон >. Из последних изданий достойна внимания книга А.Ремпеля “Истинный < Некрономикон >“, типография “Альт“, двухтомник, в котором предложены три наиболее известных
версии “< Некрономикона >“. И дан их анализ. Книга Ремпеля - это учебник для студентов ДВАИПП, в котором есть перечень курсовых работ по < Некрономикону >, и необходимые задания для выполнения ритуалов. Во втором томе дан анализ исполненных ритуалов и их последствия.
------------------------------------------------------------------------------------------
Продолжим. Я еще приведу один пример о подделке “< Некрономикона >“. Я его разместил и в другой теме, но, думаю, правильно будет действительно все собрать здесь.
В < Некрономиконе > в разделе “О сферах и их свойствах“, всегда указывается имя бога и его номер (или цифра). Например: “Число Нанны - тридцать и вот его печать...“. Число Небо - двенадцать, число Инанны (Иштар) - 15, Шамаша - 20, Нергала - 8, Мардук - 10, Ниниб - 4. Вы можете открыть < Некрономикон > и
убедиться в том, что там именно это и написано.
Так вот шумерское изобретение - присвоение цифрового ранга некоторым богам, что позволяет определить стутус того или иного божества, входящего в круг Великих Богов Неба и Земли во время расцвета шумерской цивилизации, наделяет богов рангами, а соотвественно и цифрами. Верховный
пантеон состоял из 12 богов. Наибольшая цифра шумерской шестидесятизначной системы - 60 - была приписана Ану, Энлилю - 50, Энки - 40, Ададу - 10. Число 10 и шесть кратных ему в пределах простого числа 60 были приписаны к мужским божествам, числа же, оканчивающиеся на 5, соответствовали божествам женского пола.
Итак, Ану - 60, Энлиль - 50, Эа (Энки) - 40, Нанна (Син) - 30, Уту (Шамаш) -
20, Ишкур (Адад) - 10. И вот здесь первый сбой. Конечно, шумеры не могли
ошибиться в цифрах, и если бы они писали < Некрономикон > или посвященный в < тайны >,
то такой ошибки не было бы. Но в период написания < Некрономикона >, эта
нумерологическая система еще не была ясна в точности. Ниниб (4?) - Ишкур -
Адад (10). Можно было бы строить версии, но в < Некрономиконе > ясно написано
“Бог Сатурна - Ниниб, называющийся Адар....“. Почему произошла такая накладка?
Потому, что составитель < Некрономикона > “отдал“ 10 - Мардуку. В те времена
(довоенные) ученые еще не знали о “заместителях“. Точная система нумерологии
выстроилась в послевоенные годы. Когда Мардук узурпировал трон Энлиля, он
настаивал, чтобы боги удостоили его “пятьюдесятью именами“, чтобы подчеркнуть,
что ранг “50“ перешел к нему. Так вот в < Некрономиконе > этот факт учтен, и там
написано “Советом Старейших Богов Мардуку были пожалованы пятьдесят имем и сил,
коими он обладает по сей день...“. Но составитель Некономикона просто
“не срастил“ эти два факта и дал ему ранг “10“, а после него уже невозможно
было отдать “10“ Нинибу. Шумерская система была порушена и дальше пошел просто
откровенный вымысел. Но тогда, в период составления < Некрономикона >, об этом
знали единицы и только ученые. Сегодня об этом знают все. Почему же тогда
никто не обращает внимания на это несоответствие сегодня. Ответ простой -
< Некрономикон > “пропагандируют“ люди, просто ничего не знающие об изобретении
шумерами цифрового ранга богов. Да, дальше шумерская система - 55- Анту,
45 - Нинлиль, 35 - Нинки, 25 - Нингал, 15 - Инанна (Иштар), 5 - Нинхурсаг.
Далее, в тот период, когда придумывался < Некрономикон >, о других шумерских богах,
а их несколько сотен, вообще еще не знали. Ну просто еще не открыли их имена
заново. Но позже мы узнали, что в Шумере: Солнце - Апсу, Меркурий - Мумму,
Венера - Лахаму, Марс - Лахму, Юпитер - Кишар, Сатурн - Аншар, Плутон -
Гага, Уран - Ану, Нептун - Нудиммуд (Эа). Принадлежности планет божествам
(или божествам планет) в истории Шумера не уточнены до сих пор. Были версии,
кстати, что Мардук - бог Солнца “ он обозревает земли, подобно Шамашу“. Иногда
Мардук описывается как красная планета, так что это похоже на Марс. На
основании древних текстов по астрономии некоторые ученые указывают на Сатурн,
как на Мардука. Но поскольку, согласно тем же письменым источникам, Мардук
помещался в “маркас шаме“, то есть в центре небес, то большинство ученых
сошлись во мнении, что следует иметь в виду Юпитер. (И именно это в
< Некрономиконе >). И это так в то время когда фабриковался < Некрономикон >. Но тогда
ученые были убеждены, что шумеры не знали о существовании планет далее Сатурна.
А они знали, как мы понимаем сегодня. И более того, в “эпосе о сотворении
мира“, ясно говорится, что Мардук был “пришельцем“ из другой солнечной
системы. Шумеры называли эту планету Нибиру, сегодня мы знаем об этом и если
бы сегодня придумывали < Некрономикон >, то было бы написано все по другому.
Я уже молчу о появившемся в < Некрономиконе > боге Меркурия - НЕБО. Хотя
генеалогически Син (Луна) возглавлял группу четырех. Шамаш (Солнце) - его сын,
Иштар (Венера) - его дочь, Адад (Меркурий) - брат Сина, приходится дядей Шамашу
и Иштар. Более того, шумерские законы гласили “Боги Адад, Син, Шамаш, Иштар
должны восседать во дворе до захода Солнца“. Откуда Небо?
------------------------------------------------------------------------------------
я свою первую статью о < Некрономиконе > написал в 1997 году. Но никто его откорректировать так и не собрался. Да и, наверное, незачем. Дело в том, что тот период цивилизации - перед первой мировой войной - склонял людей к поискам своих корней, изучению своей истории и своего места в этой истории. Все хотели быть “первыми“, все искали истину. Не случайно в том период и появились все самые замечательные фальшивки - “< Некрономикон >“, “Велесова книга“... В России существова тогда социализм и мы обо всем этом узнали позже, чем весь остальной мир и наши поиски корней чуть задержались - мы их по сути ищем сейчас. Но сейчас интерес спал и к поиску корней и к “библиям“, поэтому мы обсждаем то, что было, но новое вряд ли кто захочет создавать. Ведь сегодня в магазинах < Некрономикон > продается свободно и он “лежит“ на полках. Интерес прошел, поэтому корректировать и издавать заново - убыточно. Ведь свою фамилию не поставишь. Денег не заработаешь. А тогда зачем?
Насчет связи < Некрономикона > и Джона Ди:
Ди Джон
(Английский астролог, философ, математик, картограф, оптик, алхимик.)
(Dee)
(13 [23].07.1527, <4:36 GT>, Лондон - декабрь 1608, Мортлейк, графство Суррей)
Придворный астролог английских монархов: в 1551-53 гг. - при Эдуарде VI, с 1553 г. - при Марии Тюдор. Известно, что Мария симпатизировала Д. и заказала ему гороскопы своего жениха Филиппа Испанского и собственный. Но когда стало известно, что Д. имел неосторожность обсуждать с младшей сводной сестрой королевы принцессой Елизаветой гороскоп Марии, Д. арестовали по обвинению в занятиях колдовством как “пособника дьявола и заклинателя злых и проклятых духов“. Выдвигались даже обвинения в убийстве детей в колдовских целях, но впоследствии они были сняты. Кроме того, блестящее знание Священного Писания расположило к Д. судей, и в 1555 г. его освободили. Когда в 1558 г. королевой стала Елизавета I, она призвала к себе Д. и попросила его указать благоприятный день для коронации. С тех пор он стал ее постоянным советником в государственных делах. Ф.Величко отмечает, что Д. оказал настолько значительное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Англии елизаветинских времен, что без учета астрологических факторов невозможна правильная интерпретация исторических событий этого периода. Так, именно Д. королева обязана мудрым советом подчинить английской короне Гренландию и использовать ее как плацдарм для захвата Северной Америки. Хотя впоследствии королева отменила свое решение (которое могло бы значительно изменить политическую картину современного мира), планы путешествия в Гренландию и страны магии не оставляли Д. всю жизнь (это было предметом его бесед с Джордано Бруно, когда они встретились в Праге в 1588 г.).
Д. рано проявил блестящие способности, став в 19 лет, после окончания Кембриджского университета, членом элитарного Тринити-колледжа и ассистентом по греческому языку. Д. отличался непостоянством, непоседливостью и крайним скепсисом в проблеме воспитания молодежи, поскольку на своих лекциях предпочитал развлекать студентов демонстрацией механических объектов собственного изобретения. Его страсть к механике проявилась в создании летающих жуков, крабов и сколопендр, настолько правдоподобных, что Д. пришлось защищаться от обвинения в колдовстве. Из-за того, что эти механические игрушки пугали простой народ, была сожжена библиотека Д. в Мортлейке, после чего он произнес знаменитую фразу: “Меридиан знания не проходит через книги“.
Путешествуя в 1583-89 гг. по Европе, Д. устраивал магические представления при королевских дворах, собирал книги по магии и ведовству. Многие историки считают, что на самом деле он выполнял роль секретного агента Елизаветы I. Но по возвращении Д. в Англию королева “забыла“ о своем личном астрологе, и последние годы жизни он провел вдали от двора. В 1595 г. он был назначен ректором Манчестерского колледжа. В 1608 г. Д. умер в бедности.
В истории науки Д. считается родоначальником английской прикладной математики и одним из провозвестников неевклидовой геометрии. Но при этом Д. всегда оставался магом и алхимиком, т.е. человеком, принципиально чуждым тенденциям позитивистской математики. Его космософия допускает любые возможности проявлений пространственно-временного эйдоса. В своем предисловии к “Началам“ Евклида Д. писал: “Надо всегда помнить, что живая изменчивость пространства искажает геометрические аксиомы. Сумма углов треугольника, равная сумме двух прямых, есть правило этики, а не свободной математики“. Его трактовка Евклида в крайней степени платонистична: он воспринимает прямую линию, треугольник и окружность как результат взаимодействия мира чистых идей с “невидимым зодиаком“ и отказывается признать отвлеченность и объективность времени и пространства. Согласно Д., влияние звезды микрокосма и притяжение “внутренней луны“ обусловливают зарождающуюся функциональность “диона“ - таинственного координатора беспредельно расширяющегося индивидуального восприятия: время, пространство, данные “органов чувств“, объемы, дистанции меняются в своих качествах и транспозициях.
Очень существен вклад Д. как географа в исследование новых земель в XVI в. Он разработал планы двух морских экспедиций на северо-восток, и первая же из них, дойдя до Архангельска, положила начало дипломатическим отношениям с Россией. Д. составлял географические карты, консультировал боцманов и штурманов, отправлявшихся исследовать Новый Свет, ему принадлежат планы поселений в Северной Америке. Но полностью ни одной из географических идей Д. не суждено было осуществиться.
В своих “Общих и частных записях, касающихся совершенного искусства навигации“ Д. акцентировал приоритет восприятия наблюдателя в создании географической панорамы мироздания. Исследователь жизни и деятельности Д. Джон Калдер отмечает: “Доктор Ди, равно как Джордано Бруно и Кампанелла, был одним из последних убежденных защитников магического миропонимания“ (Calder J.R.F. John Dee, studied as an English Neoplatonist. - 1972).
В Европе, где Д. дополнял свое образование после Кембриджа и читал лекции, состоялось его знакомство с астрологическими науками. Д. изучил не только астрологию. Много времени Д. посвятил алхимии и магии, каббале и неоплатонизму, поставил серию опытов по сверхчувственному восприятию. Известно, что вместе со своим помощником Эдвардом Келли он пытался вызывать духов, чтобы найти клад. Советами Д. и его книгами по демонологии пользовались мировые судьи в Ланкашире (где он возглавлял Манчестерский колледж) - в случаях, связанных с изгнанием бесов.
Строя картину мироздания на основе герметического учения (см. Герметизм), Д. вскоре после Н.Коперника пришел к гелиоцентрической системе мира. Данный факт используется сторонниками оккультных наук для доказательства того, что эти науки могут служить не менее объективным средством познания, чем естественные науки.
Помимо прочего, Д. изобрел парадоксальный компас, предсказал развитие конструкций телескопа, ратовал за введение в Англии григорианского календаря.
Домашняя библиотека, которую Д. неутомимо собирал всю жизнь, была огромна. Даже после того как часть книг в отсутствие Д. пропала, ныне в Эшмоулинском музее в Оксфорде (см. Эшмоул) осталось и хранится около 3000 томов. В библиотеку Д. входили редчайшие книги по герметизму, магии и ведовству.
Д. предлагал собирать рукописи, рассеянные по монастырям, предвосхитив Комиссию по историческим рукописям, организованную только в XIX в. Он выступал за создание Королевской библиотеки, но лишь в 1753 г. как отголосок его идеи был создан Британский музей. Наконец, Д. предлагал делать копии с наиболее ценных работ, хранящихся в Ватиканской библиотеке, опередив распространенную в наши дни практику микрофильмирования.
Д. написал в общей сложности 79 работ, но большая часть их - эзотерического содержания - опубликована не была. Одна из работ, как писал Д. в своем дневнике, объемом превышала Библию; у печатников она вызвала такой ужас, что они отказались ее издавать.
Дневники Д. были изданы еще в XVII в. под названием: “Верное и правдивое сообщение о многолетних связях Джона Ди... с некоторыми духами“ (“A True and Faithful Relation of what passed for many Years between Dr. John Dee... and some Spirits“, 1659).
Образ Д. вдохновил выдающегося австрийского писателя-эзотерика Г.Мейринка на создание романа “Ангел Западного окна“ (1927 г.), самого значительного из его произведений.
-------------------------------------------------------------
Блин, понял, почему Некрномикон “привязали“ к Джону Ди. Ди причастен к “Книге Войнича“, он ее пытался расшифровать. Но не смог. Джон Ди вообще плохо знал языки. Вот ссылка: это о Книге Войнича: “Но был ли известен англискому астрологу ключ к книге?Скорее всего,нет.История сохранила воспоминание о разговоре с сыном Джона Ди.“У отца была книга,заполненная какими-то непонятными иероглифами,-вспоминал Ди-младший ,- он посвятил ей много времени,но я не слышал,чтобы ему удалось хоть что-то там разобрать.
Ну и последнее, чтобы закончить с Джоном Ди. Джон Ди ничего не мог переводить с латыни, так как он практически не писал на английском. Подавляющее большинство его работ написаны на латыни.
------------------------------------------------------------------------
Загадка древней рукописи
Источник: Краснокутский С.Г. “Салон Дона и Баса“, № 97 (767) от 14 декабря 2001 года.
На сегодняшний день в мире книг известно множество разнообразных творений самых различных авторов. Однако немногие слышали название “Манускрипт Войнича“. Это наверняка одна из самых загадочных и дорогих книг, о которой вряд ли знают даже заядлые букинисты.
Свое название она получила по имени Уилфрида Войнича, американского исследователя древних книг, который обнаружил ее в библиотеке одного из средневековых замков Италии в 1912 году.
Манускрипт оказался настолько противоречив, что ученые до сих пор не могут сойтись даже на времени его изготовления. Существует несколько версий датировки, начиная с XIII и заканчивая XVI веком. Сейчас это единственное в своем роде творение хранится в библиотеке раритетных и редких книг Йельского университета в США и оценивается в $ 160,000.
Загадочная находка
Эта книга, размером 22,5х16 см, содержит закодированный текст, на языке, который до сих пор не идентифицирован. Первоначально она состояла из 116 листов пергамента, четырнадцать из которых на данный момент считаются утерянными. Написана беглым каллиграфическим почерком с помощью гусиного пера и чернил пяти цветов: зелеными, коричневыми, желтыми, синими и красными. Некоторые буквы похожи на греческие или латинские, но в основном представляют собой иероглифы, которые доселе не обнаружены ни в одной другой книге.
Практически каждая страница содержит рисунки, базируясь на которых текст манускрипта можно поделить на пять разделов: ботанический, астрономический, биологический, астрологический и медицинский. Первый, кстати самый большой раздел, включает в себя более сотни иллюстраций различных растений и трав, большинство из которых неидентифицируемы или даже фантасмагоричны. А сопровождающий их текст тщательно поделен на равные параграфы. Аналогично оформлен второй, астрономический раздел. Он содержит около двух десятков концентрических диаграмм с изображениями Солнца, Луны и всевозможных созвездий. Большое количество человеческих фигур, в основном женских, украшает так называемый биологический раздел. Похоже, что в нем объясняются процессы жизнедеятельности человека и < тайны > взаимодействия человеческой души и тела. Астрологический раздел изобилует изображениями магических медальонов, зодиакальных символов и звезд. А в медицинской части, вероятно, приведены рецепты лечения различных болезней и магические советы.
Путь сквозь века
Для облегчения поиска ключа к шифру книги, необходимо было установить дату ее изготовления, бывших владельцев и по возможности автора. Этим и занялся сразу после объявления о своей грандиозной находке Уилфрид Войнич.
Первое, на что он обратил внимание, было дарственное письмо, прикрепленное к титульной стороне манускрипта. Написано оно ректором пражского университета Йоган Марси своему другу и коллеге, итальянскому профессору математики Афанасию Кирхеру в августе 1665 года. Сообщал Марси о своих попытках расшифровки некоего мистического манускрипта, который, по его мнению принадлежит перу средневекового ученого Роджера Бэкона и был изготовлен в XIII столетии. Бэкон - уроженец английского Илчестера, естествоиспытатель, профессор философии оксфордского и парижского университетов, вполне мог претендовать на кандидатуру автора книги. Этой версии придерживался и Войнич.
Позже он установил, что книга так же некоторое время принадлежала английскому астрологу Джону Ди, почитателю ученого таланта Бэкона и владельцу большой коллекции его работ. Несколько лет он жил и работал в Праге при дворе императора Богемии - Рудольфа II. Как попал манускрипт к Ди неизвестно. Но проверенный факт, что в 1586 году он продал книгу богемскому правителю за 600 золотых дукатов - громадное состояние для тех времен. Обладавший незаурядным умом Дж.Ди, так же как и Марси с Кирхером, был великолепным знатоком тайнописи, однако после долгих стараний все же не смог пролить свет на < тайну > манускрипта.
Современные ученые установили, что следующим владельцем книги, после Кирхера стал пражанин Якоб Хорсики, чья стертая подпись “Jacobi de Tepenecz.Prag“ была обнаружена на первой странице, при ее исследовании в ультрафиолетовом излучении. Более поздних владельцев и исследователей книги в период с 16-го по 20-й век установить не удалось.
Скажем лишь, что в наше время ее судьба была менее загадочна. В 1961 году книга была куплена у родственников Войнича нью-йоркским антикваром Краусом за 24,5 тысячи долларов. И в конце концов, через восемь лет получила свою сегодняшнюю прописку в Йельском университете.
-----------------------------------------------------------------------------------
Lbu: А как причасность Джона Ди к Книге Войнича могла повлиять на связывание его имени с < Некрономиконом >? вроде бы они никак не связаны ни истрически ни сюжетно?
--------------------------------------------------------------------------------
Lbu, да здесь похоже все просто. Ди пытался перевести книгу Войнича в свое время. В тот период, когда стали придумывать историю с < Некрономиконом >, то об этом вспомнили и в легенду о < Некрономиконе > вплели этот случай. Слышали, что он переводил что-то непонятное, вот и подумали - факт известный, кто копать будет? А книга Войнича в США очень известна, там достаточно много работ на эту тему выпущено было и сейчас выпускается. По поводу книга Войнича, есть также версия, что это подделка, но уж ее древность точно подтверждена. А вообще все люди, упоминаемые в < Некрономиконе > имеют вполне реальные корни и происхождение и они действительно были, вот только с Некрномиконом их связали в наше время.
therion, Ди не перевел книгу Войнича. Ее вообще никто не перевел по сей день. Чтобы не плодить здесь еще больше легенд, давайте сразу оговоримся,
Ди не был ни основоположником Енохианской магии, ни основателем этой же магии. При моем огромнейшем уважени к Ди, он вообще ничего не делал в магии. Единственное - он переписал шрифт, который потом получил широкое хождение и использовался другими магами в последствии. Ди не практиковал магию совсем, но общался с ангелами. Это не одно и тоже. И именно поэтому я не ошибаюсь. Общеизвестно, что Ди очень плохо знал языки вообще. И он не были магом, ни начинающим магом, поэтому ваша версия о том, что любой начинающий маг изучает еврейский алфавит от которого до арабского рукой подать несостоятельна в принципе. Мы можем говорить об иврите, об идиш, о многом другом, но Ди - реальный человек и выдумывать версии еще и о нем не стоит. А вот термин “магия патриархов“ меня поразил. Вы о чем?
Мира, вы не очень внимательны. Я уже говорил, что Лавкрафт не издавал свой < Некрономикон >. Именно поэтому в мире не существует < Некрономикона >, автором которого на титульной странице значился бы Лавкрафт. То есть найти в библиотеках Книгу < Некрономикон >, автором которой бы был Лавкрафт не возможно. Более того, его последователи, собрав < Некрономикон > по страницам художественных произведений Лавкрафта не указали его авторство. Но в любом < Некрономиконе > есть посвящение Лавкрафту. Это завуалированный намек. Насчет Ди ничего быть не может. Жизнь этого человека известна по часам и дням. Кроме того, до сих пор живы потомки Ди. Его старший сын, Артур (1579-1651), продолжил работу отца. А вот у Артура было много детей, каждый из которых был еще более плодовит. Их репутация в Европе среди оккультистов очень высока по сей день. Они тоже изучают книгу Вернера. Но не < Некрономикон .
©Чиж
(с) Чиж