Основатель Нового Рима
Император Константин: уроки истории
В этом году исполняется 1700 лет со времени прихода к власти (306 й год) Римского императора Константина, который сыграл в истории христианства огромную роль, за что получил титул «Константина Великого»
Религиозные дела Константина всегда были частью его политической деятельности, направленной на укрепление (военными и мирными средствами) единства Римской империи, которая в то время переживала не лучшие свои времена (шло изменение системы правления государства в сторону абсолютной монархии), не прекращалась жестокая борьба за трон многочисленных претендентов (были времена, когда в Римской империи одновременно «правили» восемь императоров), шли перманентные войны с внешними врагами. Многие государственные системы, которые ранее обеспечивали в стране порядок и мир, перестали функционировать, а трон принцепса (первого среди сенаторов) силой оружия занимал кто угодно (в том числе военачальники из дальних римских провинций).
Ко времени прихода к власти Константина не была решена и судьба христианства, которое все еще оставалось вне закона и поэтому находилось в оппозиции к власти, хотя и завоевывало в обществе все большее влияние. Но при этом внутри христианства бушевали догматические споры, ереси, соревнование различных течений, — одним словом, «нестроение». Достаточно сказать, что к тому времени христиане, через почти 300 лет после возникновения религии, все еще не имели общепризнанного Символа Веры, не имели единого церковного календаря и даже «Отче наш» в разных регионах произносили по-разному. Не говоря уже об основах христианского богословия — тут не затихали теологические бури, обвинения в ереси, анафемы. Константин, придя к власти, решил все это изменить. Хотя он и не был христианином: тогда и много лет спустя он поклонялся (приносил жертвы) Геркулесу — почти до самой смерти.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Год рождения будущего доминуса (единоличного правителя Римской империи) Константина точно не известен (между 272 и 282 годами). Так что в 306 м году императору Рима ивселенной могло быть всего 24 года. Относительно его места рождения также существуют расхождения: это Британия или берега Дуная — регионы, где воевал отец Константина.
В средние века было создано немало легенд относительно родителей Константина, но историки утверждают, что его отцом был Констанций Хлор, сын пастуха и дочери вольноотпущенника (бывшего раба). Родился Констанций Хлор в придунайской провинции и, благодаря своим личным качествам, сделал блестящую карьеру — дослужился в одном из дунайских легионов от солдата до правителя западной части Римской империи. Мать Константина Елена (в будущем — святая Елена), дочь трактирщика, исповедовала христианство. Ее союз с Констанцием, который был тогда низшим чином римской армии, не был законным. Скорее всего, этого не захотел Констанций — из-за низкого социального статуса девушки. Отец, однако, любил сына, никогда от него не отказывался и позже признал Константина своим законным наследником.
О детских годах Константина почти ничего не известно. Его отец проводил жизнь в военных походах и вряд ли уделял своему сыну много внимания. В 280 м году Констанций Хлорстал наместником провинции Далмации и взял к себе сына — чтобы дать ему соответствующее образование. Вероятно, именно в это время между ними возникла прочная связь, которая продолжалась до смерти отца. В 293 году всесильный император Диоклетиан якобы потребовал от Констанция, чтобы он оставил свою незаконную жену Елену и женился династическим браком на Феодоре — падчерице одного из правителей Римской империи Максимиана. После этого о каких-либо контактах Елены с сыном ничего не известно до того времени, когда последний стал властителем Рима.
ПРИ ДВОРЕ
В 292 году Констанций Хлор был назначен цезарем, а его сын Константин приглашен ко двору Диоклетиана, где он провел несколько лет на положении почетного гостя (или заложника для обеспечения лояльности его отца). При дворе Диоклетиана Константин впервые познакомился с придворной жизнью — интригами, лестью, корыстью, а также — смертельной опасностью. Как пишет британский историк Гиббон («The decline and fall of the Roman empire»), тогда Константин научился искусству держать свои мысли при себе, а не на лице, и прошел блестящую школу лицемерия. Однако, он изучал не только «школу злословия», но и получил приличествующее наследнику цезаря образование и воспитание, а также начал участвовать в военных походах. Там он быстро завоевал репутацию человека с военными способностями и очень храброго, а также приобрел популярность среди солдат и гражданского населения провинций. Качества Константина по достоинству оценил даже сам Диоклетиан — он пожаловал ему высокий ранг трибуна.
ЖРЕБИЙ БРОШЕН!
В 305 г. император Диоклетиан, после 24 лет фактически единоличного и очень успешного правления, публично отрекся от власти, что случается в истории (как в древней, так и в современной) весьма редко. Было ему тогда 59 лет. Церемония отречения состоялась не в Риме (он тогда потерял все свое значение), а в резиденции Диоклетиана — Никомедии (теперь Измит на территории Турции). На большой равнине было выстроено войско, собрался народ и вельможи; император поднялся на трибуну, объявил о своем намерении, распределил власть между несколькими особами, снял с себя пурпурную тогу и удалился. (С того времени Диоклетиан жил в своих иллирийских владениях (сегодня Хорватия) и до конца жизни занимался любимым делом — выращивал особые сорта капусты.
БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ
Против всеобщих ожиданий, при дележе власти Константин не получил ничего, хотя он и многие придворные были уверены, что Диоклетиан назначит талантливого молодого придворного цезарем. Для Константина это был страшный удар. Он сразу понял, что при дворе ему больше нечего делать, и решил бежать к отцу, который тогда находился с войском в Британии. Его подтолкнуло на побег и то обстоятельство, что пришло сообщение о болезни Констанция Хлора. Во всяком случае, Константин дерзко пренебрег строжайшим запретом покидать двор и отправился к отцу в Британию. Он продвигался с очень большой скоростью, меняя лошадей на всех станциях и приказывая солдатам убивать на пути всех почтовых лошадей — чтобы задержать преследователей.
Константин быстро и благополучно добрался до отца, который действительно был очень болен и вскоре после прибытия сына умер в Йорке. Перед смертью он передал власть Константину; и войска с радостью провозгласили Константина августом и Римским императором. Это происходило ровно 1700 лет тому назад.
В Римской империи было тогда шесть правителей, назначенных Диоклетианом; каждый из них стремился победить своих соперников. Константин некоторое время сохранял нейтралитет, укрепляя свои позиции в Британии и Галлии (теперь — Франция). Один из правителей — Максимиан — отправился в Галлию к Константину с тем, чтобы выдать за него свою младшую дочь Фаусту и тем привязать его к себе. Константин согласился на этот политический альянс (хотя к тому времени он уже был женат на Минервине и имел сына Криспа). Теперь перед ним открывались большие возможности. В то время он почитал не только Геракла, но и бога Аполлона, принося ему богатые дары.
Как можно заметить, все описанные выше события происходили в провинциях — Рим, в котором сидел один из правителей — Максенций, постепенно превращался в глухую провинцию.
ДЕЛА ЦЕРКОВНЫЕ
Во время непрекращающихся войн и борьбы за власть в Римской империи продолжались гонения христиан, а также оставались в силе изданные ранее императорские антихристианские эдикты. Со временем, однако, жесткая антихристианская политика несколько смягчилась. Так, эдиктом Галерия, одного из правителей начала IV ст., прекращалось действие предыдущих антихристианских эдиктов. Но, хотя последователям Христа и разрешалось молиться своему Богу, это ограничивалось различными условиями. В частности, они должны были молиться за здоровье императоров-язычников и за безопасность римского языческого государства. При этом значительная часть римских войск в Риме и в провинциях состояла из христиан, в том числе в войсках Константина.
ЛАБАРУМ
С императором Константином связано одно широко известное мистическое событие, в которое и сегодня свято верят христиане, особенно православные. Произошло оно в 311 году в Галлии, где тогда Константин находился и готовился к походу на Рим — чтобы выгнать оттуда соперника Максенция. Это событие описали современники Константина, в частности, известный христианский историк Евсевий (это «Жизнеописание Константина», завершенное Евсевием уже после смерти императора). Что особенно интересно — что о нем рассказывает и сам Константин, клятвенно подтверждая правдивость своих слов. Историк Михаил Поснов в своей «Истории христианской церкви» так передает рассказ императора: «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце уже начало склоняться к закату, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее выше солнца знамение креста с надписью: «Сим Побеждай». Это зрелище якобы привело в ужас как императора, так и войско. Под сильным впечатлением увиденного совершился стремительный переход из Галлии в окрестности Рима. Константин беспрепятственно перешел Альпы, разбил части Максенция на территории Италии и подошел к стенам Рима. Война закончилась битвой у Мильвийского моста (Понте Мильвио), в которой погиб враг Константина — Максенций. На следующий день его тело было найдено, труп обезглавлен, а голова доставлена в Рим, после чего ее возили по римским провинциям — чтобы убедить народ в гибели врага. Константин «с триумфальными гимнами» вошел в Рим и был торжественно признан сенатом и народом победителем и императором. Наказал он лишь самых близких сторонников Максенция. С того времени боевое знамя («лабарум») Константина, украшенное монограммой Христа, увиденной в Галлии, всегда сопровождало императора.
Через несколько лет в Риме была сооружена Арка Константина, которая сохранилась до наших дней и является самой высокой аркой Вечного города. Ее надпись начинается словами: «Императору Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому» — далее перечисляются все его подвиги (злые языки историков утверждают, что декор Арки ранее украшал другие исторические памятники Рима). Так Константин стал единоличным правителем всей западной части Римской империи.
КОНСТАНТИНОПОЛЬ
Сразу после триумфа и еще до сооружения Арки император Константин уехал из Рима. С того времени, до конца своего царствования и смерти, он побывал в Риме всего два-три раза — так не любил Вечный город. Именно поэтому император немедленно начал сооружать новую столицу — «Новый Рим» — которая вскоре стала неофициально называться Константинополь и которая вскоре явилась миру как первая христианская столица. В создание Нового Рима император Константин вкладывал все, что имел и что завоевывал: деньги, исторические и художественные ценности, пленных художников и скульпторов, жизни солдат и рабов.
МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ
Вскоре после взятия Рима (313) Константин направился в Медиолан (Милан), где встретился с правителем Лицинием. Эта встреча стала исторической — там оба правителя обнародовали знаменитый Миланский эдикт, обеспечивший действительную христианизацию Римской империи. Текст Миланского эдикта приводит Евсевий — в переводе с латинского на греческий язык. (В то время империя еще полностью сохраняла использование латинского языка, хотя и ориентировалась более на Восток, чем на Запад. Константинополь стал полностью греческим в VI ст., при правлении Юстиниана). Главный акцент знаменитого эдикта делается на соблюдении веротерпимости ко всем религиям (в том числе к христианству), на том, что религиозный мир в империи является обязательным условием мира гражданского. (Позволим себе отметить, что последующим поколениям христиан эта «широта взглядов» перестала нравиться сразу после того, как христианство стало господствующей религией Римской империи).
Миланский эдикт отменял все прежние распоряжения относительно притеснения христиан и разрешал свободное и беспрепятственное исповедание христианской веры — гонения прекращались. Более того, предписывалось немедленно и безвозмездно вернуть христианам места их собраний и другую собственность, а также было обещано возмещение ущерба из государственной казны, если такие места так или иначе были проданы частным лицам. Константин открыл широкую дорогу христианству.
КРЕЩЕНИЕ КОНСТАНТИНА
Историк Евсевий в сочинении «Жизнь Константина» рассказывает, что Константин Великий, готовясь к походу против персов в 337 г., отпраздновал Пасху, а после этого заболел и отправился на теплые воды. Почувствовав приближение смерти, он соборовался, а потом созвал епископов и выразил желание принять крещение. Он объяснил, что давно хотел креститься, но откладывал это потому, что мечтал принять крещение в водах Иордана. Он также обещал вести — в случае выздоровления — христианскую жизнь. После этого Константин был крещен и возблагодарил Господа. Когда его воины и приближенные выражали опасение, что он скоро умрет, он сказал, что именно теперь началась для него новая жизнь. 337 год — последний год жизни Константина Великого.
Можно отметить несколько главных заслуг Константина Великого:
— Издание Миланского эдикта о веротерпимости 313 года, который сыграл огромную роль в дальнейшей истории христианства. В эдикте, в частности, говорится: «Мы решили предоставить как христианам, так и всем прочим гражданам полную свободу отправления той религии, которую каждый считает наилучшей для себя самого...» Однако, как очень хорошо известно, полное воплощение этого положения относительно всех существующих в мире религий так же далеко от реализации, как это было в IV столетии.
— Навсегда покинув древний Рим, Константин построил на месте небольшого городка Византий Новый Рим — первую в мире христианскую столицу, которую позже назвали Константинополем. Границы города очертил копьем на земле сам император. На ее строительство и украшение свозились драгоценные материалы, гигантские камни, произведения искусства со всего мира (для этого было разграблено множество старинных городов, особенно античных). Новый Рим полностью затмил старый Рим, который на несколько столетий превратился в далекую периферию. Сегодня, однако, на карте мира Константинополя нет (это современный Стамбул), а Рим является одной из крупнейших столиц Европы и мира, а также — центром наиболее многочисленной христианско-католической религии (более миллиарда людей планеты).
— Император Константин первым начал восстановление, строительство и опекунство храмов на Святой Земле, которые являются главными святынями христианского мира. Это храм Рождества Христова в Вифлееме и Гроба Господнего в Иерусалиме. Именно с Константином связано строительство храмов в тех местах, где разыгрывалась история Нового Завета. В то время они находились в страшном запустении, были осквернены и замусорены. Увы! На Святой Земле и сегодня мало порядка — христианские церкви и державы столетиями «воюют» за храмы, за ключи от дверей храмов (известная Крымская война ХIХ ст.) и др.
— Одним из самых важных деяний Константина в истории церкви является созыв Первого Вселенского Собора (325), с которого началась (и длилась столетиями) последовательная регламентация учения и жизни христианской церкви. Именно Константин собрал христианских епископов со всей ойкумены на так называемый Первый Никейский собор (в городе Никея на азиатской стороне Босфора), он председательствовал на заседаниях, участвовал в дискуссиях, примирял разногласия. Эту работу продолжили последующие императоры. Чрезвычайно жаль, что традицию Вселенских Соборов православные церкви прервали, хотя проблем для обсуждения меньше не стало. Последний общепризнанный православными собор состоялся в VIII столетии — в Никее, как и первый
ИСТОЧНИК: ДЕНЬ №206, суббота, 25 ноября 2006